Сохранить в формате HTML на диск для оффлайнового просмотра или архива

При условии удачного начала

Внимание! Концептуальная технология!
Здоровые дети — надежда России
(Продолжение темы. Начало см. «Мера за меру» №2 за 2005 г.)

Что такое перинатальное воспитание

Сегодня в моде слова перинатальный период, перинатальное воспитание, перинатолог.

«Перинатальный» означает период жизни ребёнка от 28 недели внутриутробного развития до 1 месяца после рождения, включая роды.

Слово «воспитание» означает процесс целенаправленного формирования желаемых качеств личности.

Таким образом, перинатальное воспитание — это целенаправленное воздействие на ребенка до рождения, во время родов и после них. На практике оно охватывает период жизни младенца от зачатия вплоть до 3 лет жизни.

Зачем нужно перинатальное воспитание

Ещё задолго до рождения у ребенка появляется возможность слышать, ощущать вкусы и запахи, чувствовать эмоции матери. Это означает, что он воспринимает через свои ощущения информацию и на него можно воздействовать, т.е. воспитывать его. Зачем Свыше устроено так, чтобы воспитание младенца начиналось ещё до его рождения?

Способность плода воспринимать внешние воздействия необходима для его развития и адаптации к внешней среде, включая и социальную адаптацию. Ведь еще до рождения он узнает о том, как звучит голос его матери и кто её окружает, привыкает к звукам, запахам и вкусам той пищи, которую использует его мать, привыкает к тем эмоциям, которые испытывают в его семье и ближайшем человеческом окружении. Будущему человеку даны возможности, которые позволяют ему ещё до дня рождения обрести базис, который поможет безболезненно вписаться в жизнь его семьи и приспособиться к тем условиям, в которых она обитает.

Однако, на внутриутробном периоде перинатальное воспитание не заканчивается. И новорожденный, и ребенок первых трёх лет жизни чрезвычайно способны к обучению. Развивающийся мозг малыша как губка впитывает абсолютно всю информацию, поступающую из внешней среды. Благодаря усвоению огромных объёмов сенсорной (через ощущения) информации при правильно организованном уходе и воспитании грудничка, первичная социальная адаптация происходит уже к трем месяцам жизни. Культурную среду и нормы социального поведения ребенок прочно усваивает уже к трём годам. Какова эта «среда» и каковы «нормы» таков будет и ребёнок, а затем и взрослый человек.

Поэтому, вынашивая ребенка, мать должна заботиться не только о том, что поможет ему приспособиться к жизни в новых условиях. Она должна исключить вредные воздействия, которые могут повредить развитию её малыша. Ведь если младенец окажется травмированным, то он уже не будет способен к необходимой адаптации. Его психическое и физическое здоровье будет нарушено.

Таким образом, перинатальное воспитание — это залог полноценного развития ребенка и возможность сохранить его психическое и физическое здоровье, уберегая его от заведомо вредных воздействий. Чтобы ребёнок был гениальным, а именно этого ждут многие родители, он прежде всего должен быть здоровым.

В чем заключается перинатальное воспитание

Итак, женщинам, будущим матерям, Свыше дана сама возможность перинатального воспитания и определено его значение. Мать должна жить полноценной жизнью, переживать эмоции, заниматься бытовыми делами, работать, поддерживать свою физическую форму и приятно проводить свободное время, чтобы ребенок вместе с ней и через неё получал необходимые управляющие информационные воздействия для развития. Результатом полноценной жизни матери будет полноценное психическое и физическое развитие её ребенка, его успешное приспособление к внеутробной жизни в социальной среде.

Однако сегодня некоторых не удовлетворяет простая и естественная возможность просто жить полноценной жизнью и оберегать свое чадо от вредных воздействий. Они жаждут предпринимать какие-то дополнительные действия для развития ребенка перинатального периода жизни. В связи с желанием вмешаться в естественный ход событий возникло множество методик воздействия на плод и грудного младенца. Само-собой такое «желание» возникнуть не могло. Видимо кому-то было необходимо и очень выгодно вмешаться в процесс деторождения и организовать его осуществление в своих интересах.

Сегодня перинатальное воспитание представлено различными школами дородовой подготовки, которые призывают общаться с плодом через стенку живота. Одни предлагают прослушивание музыки, чтение сказок и пение специальных колыбельных песен, другие — плавание и ныряние для беременной, третьи — специальные методики дыхания горным воздухом, медитации и многое другое. А сколько существует предложений по поводу организации родов! Роды в воду, вертикальные роды, роды под музыку, роды с кинокамерой и т.п. Не меньше предложений и по воспитанию гениев — рисующие младенцы, плавальщики и ныряльщики, гимнасты и акробаты в памперсах, читающие младенцы.

Главное заблуждение современных методик воздействия на ребенка перинатального периода — оторванность от реальной жизни и несоответствие биологии человека. Всё, что оторвано от реальной жизни матери и идет вразрез с биологически обусловленными законами развития человека, не даст для ребенка положительных результатов и реальных преимуществ.

Травма рождения

Перинатальный период жизни ребенка относится к бессознательному опыту, который пока так и остается неосознанным. Возникает вопрос: Как же можно воспитывать новорожденного и грудного младенца, а тем более малыша, ещё не появившегося на свет, сознание которого спит? Оказывается можно. Все события этого периода не проходят бесследно, а имеют определяющее значение для физического и психического здоровья человека в течение всей последующей жизни. Поэтому, если установить зависимость здоровья человека от событий, которые произошли с ним в раннем детстве, можно целенаправленно создавать «нужные события» в раннем детстве, чтобы человек во взрослой жизни был здоровым. Эту связь впервые выявили психиатры и стали пристально изучать эти зависимости. История перинатального воспитания насчитывает около ста лет и успела обрасти не только теоретическими выкладками, но и богатым практическим опытом.

То, что никогда не побеспокоит здорового человека, висит дамокловым мечом над человеком с нарушенной психикой. Именно эти пациенты «помнят» (не осознавая) травму, нанесенную им в перинатальном периоде жизни, и страдают от неё. Поэтому именно психиатры в первую очередь сталкивались с загадочными расстройствами психики и эмоциональной сферы, которые не поддавались лечению и вели себя непредсказуемо с точки зрения медицинской теории.

Следует уточнить, что в начале прошлого века при лечении психических болезней медицина исходила из заблуждения, что новорожденный — это чистый лист бумаги и корень всех расстройств лежит в неблагополучных биографических событиях. Однако, практика показывала, что если опираться только лишь на биографический материал, то решить проблему пациента и избавить его от недуга невозможно.

В процессе поисков первопричины психических расстройств взгляд исследователей обратился в сторону травмы рождения. Одним из первых выделил и описал процесс рождения ребенка, как травму первого рода, известный ученый Отто Ранк. В дальнейшем многочисленные исследования доказали, что у человека сохраняется бессознательная память о биологическом рождении и внутриутробном пребывании. Эта память и определяет в дальнейшем физическое и психическое здоровье человека, его стиль поведения, характер психоэмоциональных реакций и отношение к окружающему миру. Было неопровержимо доказано: плод и рождающийся младенец помнят все оказанные неблагоприятные воздействия, которые и служат причиной психических расстройств. В человека Свыше на генном уровне заложено знание о том, как должна протекать беременность и как должны проходить нормальные роды. (Это определённая генетическая программа — ред.) Если что-то происходит вразрез с биологией этих процессов (программой), это запоминается ребенком как травма. Многочисленные исследования доказали, что стресс, пережитый малышом до появления на свет, приводит не только к психической травме. В результате стресса страдает и физическое здоровье ребенка, приводя в последующей жизни к заболеваниям сердца, почек, развитию гипертонии, возникновению диабета и т.д.

Не только роды и внутриутробное пребывание накладывают отпечаток на качество здоровья человека. Период младенчества, начиная от момента появления на свет, играет немаловажную роль. Поведение матери и качество её ухода за малышом, тип вскармливания, являются далеко не произвольными. Ни врач, ни родители не определяют, как нужно обращаться с маленьким ребенком. За них уже давным-давно все решено Свыше: определены оптимальные условия для развития маленького человека, и все действия взрослых лишь могут соответствовать или не соответствовать данному Свыше закону. Младенец точно знает, что для него хорошо и что плохо. (Всё это также заложено в генетическую программу развития Свыше — ред). Если он получает уход, который не соответствует этой программе, малыш, конечно, к нему привыкнет и даже выживет, но он потеряет огромную долю психоэмоционального и физического здоровья. Детские психиатры уже давно доказали, что физиологически обоснованный уход за младенцем и грудное вскармливание — панацея от детских психических расстройств и расстройств поведения. В этом отношении хочется каждой маме и каждому педиатру порекомендовать прочесть блистательные статьи по этой тематике детского психиатра Дональда Винникота.

Работа Центра «Рожана» и его методики

Центр перинатального воспитания и поддержки грудного вскармливания «Рожана» работает с 1989 года и профессионально занимается перинатальным воспитанием: как выносить, родить, вскормить и воспитать ребенка от рождения до 3 лет жизни, чтобы сохранить весь его потенциал здоровья и интеллектуальных возможностей. (В КОБ это называется генетически обусловленный потенциал развития человека). Позиция Центра — это соответствие своих действий биологическим законам, а значит соблюдение прав матери и ребенка на счастливое материнство и детство (т.е. способствовать освоению генетически обусловленного потенциала). Поэтому в задачи Центра входит сохранение для женщины возможности стать счастливой матерью, а для ребенка — вырасти счастливым и здоровым. Для решения этой задачи сотрудники Центра постоянно проводят научно-исследовательскую работу и создают информационную базу на основе современных исследований в разных областях науки.

Сегодня в Центре «Рожана» разработаны новые общественные профессии, направленные на оказание помощи матерям. Это немедицинские профессии – психолог-перинатолог, консультант по грудному вскармливанию, инструктор дородовой подготовки и консультант по адаптационному уходу за ребенком. Для этих специальностей разработаны программы обучения, методические и учебные пособия, каждый специалист ежегодно подтверждает свою квалификацию, проходя аттестацию и переаттестацию. Для родителей, посещающих наш центр, квалификация, присвоенная нашему специалисту, — это гарантия того, что он действует в рамках программы, а не излагает собственные домыслы. Специалисты этих профессий не берут на себя роль психоаналитиков, акушеров, педиатров и других специалистов. К медицине мама может обратиться, когда у неё возникнут какие-либо проблемы. А научить её быть мамой может только состоявшаяся мама — также, как научить рожать может только успешно родившая женщина (а никак не мужчина-акушер, который объясняет роженице, что она чувствует и как ей правильно тужиться).

Итак, всё начинается с беременности. Чтобы достичь максимально положительных результатов, лучше всего получить предварительную консультацию ещё при планировании беременности, чтобы исключить неблагоприятные воздействия в самом её начале. Ведь первые 8 недель беременности — это основа здоровья ребенка. Самое важное происходит именно в эти дни. А затем необходимо начать заниматься в период между 12 и 20 неделей.

Будущие мамы, посещающие курс дородовой подготовки в Центре, получают полную структурированную информацию обо всех аспектах материнства. Они узнают, что такое здоровая беременность и как исключить вредные воздействия на кроху, сидящего у них в животике, что послужит ему для пользы и убережет от многих неприятностей в будущем. В курсе уделяется много внимания психологии младенца до рождения, его переживаниям во время родов, а также психологии новорожденного и грудного ребенка. Дается полная информация о физиологии беременности и родов, организации грудного вскармливания без проблем, физиологии новорожденного и грудного ребенка и тех приёмах, которые помогут малышу адаптироваться к окружающему миру после появления на свет. Лекционный курс снабжен иллюстративным и раздаточным материалом, поэтому подробный конспект можно не писать, а лишь делать пометки — дополнения. Получив такую теоретическую базу, выпускницы курса чувствуют себя очень уверенно.

Кроме теории в курс включены и практические занятия. Беременные слушают расслабляющую музыку, учатся созерцанию красоты и созданию вокруг себя комфорта. Комплекс несложных физических упражнений и дыхательной гимнастики для ежедневных занятий поможет подготовить организм к родам. На занятиях проводится анкетирование и рисование. Анкеты и рисуночные тесты помогают оценить степень риска в родах и сделать прогноз их протекания.

Но не только прогноз будущих родов помогает сделать инструктор. Совместно с консультантом акушер-гинекологом он помогает будущим мамам составить родовой план. В процессе составления родового плана с инструктором оговариваются все моменты организации родов, которые необходимы для комфорта и безопасности матери и ребенка. Помимо этого проводятся индивидуальные занятия и консультации. Разобраться в проблемах беременности и причинах психологического дискомфорта будущей маме помогут психолог и врач акушер-гинеколог.

Не только дородовая подготовка помогает маме реализовать счастливое материнство. Специалисты Центра помогают в организации комфортных родов, а после родов помогают наладить грудное вскармливание и обучают маму уходу за ребенком. По мере взросления малыша мама получает плановые консультации по развитию ребенка до исполнения ему одного года. А после года мама обучается воспитанию малыша на курсе «Мама + малыш или воспитание ребенка от года до 3 лет».

Женщины, получившие в Центре полный цикл обучения ― дородовая подготовка, самопроизвольные естественные роды, обучение уходу и грудному вскармливанию, обученные приёмам и методам воспитания ребенка раннего возраста — избавлены от многих проблем, с которыми сталкиваются другие родители. Они действительно счастливые матери, имеющие полноценных, здоровых и интеллектуально развитых детей. Сравнивая своих ребятишек с другими детьми, мамы подмечают, что их дети спокойны, хорошо спят по ночам, не плачут и не болеют. Статистика говорит о положительных результатах работы Центра:

— Вскармливание только грудью до 1 года — у 100% мам (по России 14% до 3-х месяцев).

— Возникновение проблем грудного вскармливания — 8% случаев. (По России только 10% женщин не сталкиваются с проблемами грудного вскармливания. В остальных 90% случаев возникают неразрешимые проблемы).

— Такие проблемы грудного вскармливания как трещины соска, мастит, абсцесс, нагрубание, недостаток молока, недостаточный набор веса ребенка не наблюдаются вообще.

— Не наблюдалось ни одного случая послеродовой депрессии и страха перед ребенком.

— Родовые травмы как у матери, так и у ребенка встречаются лишь в 3-5% случаев (по средней статистике в России они встречаются от 30 до 70% случаев).

— Не было ни одного случая потери веса ребенка в первые дни после родов. На полноценном молозивном вскармливании дети начинали набирать в весе с первого дня жизни и к 6 дню прибавляли от 200 до 500 гр. (По России потеря веса ребенка после рождения считается нормой и наблюдается в 95% случаев).

— Не было ни одного случая недостаточного набора веса ребенка в первый месяц жизни (встречается в 30% случаев).

— Все дети в первые 3 месяца жизни давали ежемесячную прибавку веса по 900-1500 гр. и прибавку роста по 3-8 см. (Обычно прибавки составляют: рост 2-3 см, вес 500-800 гр.).

— Диатез появлялся лишь в 10% случаев в легкой форме (по средней статистике диатезом страдает чуть ли не 60% детей).

— Заболеваемость на первом году жизни: ни одного заболевания — 85%, однократное недомогание — 10%, недомогание 2-4 раза — 5%. На втором и третьем году жизни: ни одного заболевания — 70%, однократное недомогание — 25%, недомогание 2-4 раза — 5% (по средней статистике только на первом году жизни ребенок болеет 2-4 раза).

Результаты нашей работы, отраженные в статистике, говорят сами за себя. Методики Центра направлены на максимальное соответствие биологической норме ( в терминологии КОБ это соответствие генетически обусловленному потенциалу развития ребёнка, соответствие генетической программе развития ребёнка ― ред.) ― это и есть гарантия безопасности и залог успеха в обретении здоровья и счастья.

Цареградская Жанна Владимировна
Руководитель Центра «Рожана»
Мать семерых детей

Всем, кто захочет связаться с центром «Рожана» напрямую, сообщаем его координаты: г. Москва, ул. Гримау, д. 9 корпус 2, кв. 62. Тел. 792-55-43, 771-03-03, 741-91-08, 363-61-46, www.rojana.ru, help@rojana.ru

О публикации

Название: При условии удачного начала
Раздел:№4 (195) январь 2005 г.
Опубликовано:31.01.2005
Изменено:
Постоянный адрес:http://old.kpe.ru/articles/1080/
Обращений:2813 (0.40 в день)
Сохранить на диск:
Сохранить в формате HTML на диск для оффлайнового просмотра или архива