Сохранить в формате HTML на диск для оффлайнового просмотра или архива

Школа:
Институт массового поражения или преображения?

«Я готов утверждать, что подобно тому, как растения чахнут от чрезмерного обилия влаги, а светильники — от обилия масла, так и ум человеческий при чрезмерных занятиях и обилии знаний, загромождённый и подавленный их бесконечным разнообразием, теряет способность разобраться в этом нагромождении и под бременем непосильного груза сгибается и увядает».

М.Монтень, французский мыслитель XVI века

Радикальные изменения

Фактологическая концепция российского образования сложилась во времена, когда прикладные знания прирастали медленно и не устаревали за время жизни нескольких поколений людей. Но с середины прошлого века информационное состояние человечества радикально изменилось: прикладные знания стали обновляться чаще, чем происходит смена поколений, а их объёмы стали динамично возрастать.

Сегодня фактология прикладных знаний обновляется уже каждые 5-7 лет, а расширение их спектра и увеличение объёмов носит взрывной характер — удваивается каждые 10 лет. Поэтому успевать осваивать, применять и извлекать пользу из новых знаний нужно за этот период. За вычетом времени на применение и извлечение пользы, на их освоение остаётся всего 1-2 года.

Не овладев методологией освоения новых знаний и не повысив его производительность в этот норматив не уложиться. Не укладывающиеся же — не конкурентоспособны, со всеми вытекающими последствиями для человека, семьи, предприятия, экономики и страны. А не укладывается большинство руководителей и работников, в чьи обязанности входит своевременное освоение и адаптация новых знаний по месту работы или службы.

Но этому их нигде не учили и не учат, а если не обучаются самостоятельно, то рано или поздно теряют работу, либо в связи с увольнением, либо с банкротством своих предприятий, чему виной сами и становятся. Как следствие, выживают предприятия, в основе функционирования которых лежат знания, не устаревающие в течение 20 и более лет — в основном сырьевые. Остальные же терпят крах в конкурентной борьбе с производителями промышленно развитых стран.

Учитывая, что на сырьевой комплекс можно замкнуть лишь 50 миллионов россиян, оставшиеся 90 обречены на безработицу, бедность и вымирание от стресса, инфаркта, пьянства, наркомании, СПИДа, суицида, междоусобиц и т.д. Что собственно и происходит в самой богатой трудовыми и сырьевыми ресурсами стране.

Мы вымираем со скоростью 1,3 миллиона человек в год. А само собой ничего в мире не происходит. Поэтому, если сохранение западного образа жизни и потребления требует сокращения населения планеты с 6 до 3 миллиардов человек, то безумие думать, что это не делается.

И совсем не обязательно для этого идти на нас войной. Они уже пробовали и были биты не раз. А вот методом культурной агрессии им удавалось и удаётся по-прежнему многое. Христианство, марксизм, либерализм — это всё западные инструменты информационной агрессии, которые, большинство россиян опрометчиво воспринимают, как «ценности».

Но ими арсенал средств массового информационного поражения не исчерпывается, поэтому в этом ключе рассмотрим проблемы российского образования.

Механизм разрушения отечественного образования

Несмотря на радикальное изменение информационного состояния человечества и его последствия для нашей страны, а также предостережение Козьмы Пруткова, о том, что объять необъятное — невозможно, наша система образования идёт по пути наращивания объёма школьной программы и совсем не торопится обучать школьников методологии освоения новых знаний и формировать у них мозаичное мировоззрение, хотя полвека прошло, как надо бы. И это притом, что обучение стремительно обновляющимся знаниям становится занятием всё более проблематичным и бесполезным, а насаждаемое в умах миллионов людей калейдоскопическое мировоззрение не позволяет им ориентироваться в происходящих процессах.

Не спешит она и с повышением производительности обучения, хотя учителя поставлены в такие условия работы, в которых они при всём желании не могут обеспечить большинству учащихся надлежащее качество обучения, поскольку учебные программы давно превысили предельный для производительности технологии обучения объём.

Как следствие, обучение выродилось в умопомрачительное заучивание возросших учебных программ, содержание которых, к тому же, устарело или устареет завтра. Не удивительно, что школьникам приходится учиться в условиях психофизиологических перегрузок, снижающих не только их успеваемость, но и подрывающих им психическое и физическое здоровье.

Но, несмотря на это, реформы образования даже не предполагают: а) перехода от фактологической к методологической концепции образования; б) кратного повышения производительности обучения. И это выходит уже за рамки благонамеренного недомыслия в сферу злонравного умысла, поскольку дезориентирующее мировоззрение плюс не умение осваивать и интерпретировать знания порождают такое явление, как социальный идиотизм.

А по-другому и не оценишь ситуацию, в которой наши сырьевые компании «заправляют» наших промышленных конкурентов, которые с разрешения наших чиновников под крышей наших спецслужб через нашу торговлю за наши деньги на наших рынках разоряют наши предприятия, поскольку наши работники обезоружены нашей системой образования.

Вот это массовое состояние не понимания того, что происходит, кто виноват и что надо делать — есть требуемый результат работы системы образования во благо наших нуворишей, конкурентов и врагов.

Не надо забывать, что, когда планируют поработить какое-либо государство, не прибегая к военной силе, то исподволь и задолго начинают подрывать, в частности, основы дошкольного и искажать содержание школьного образования. Для этого внимание и ресурсы потенциальной жертвы агрессии отвлекаются на суету вокруг высшего образования, ремонт и строительство учебных заведений, материально техническое обеспечение, внедрение дорогостоящих инноваций и прочее.

Но невнимание к основам — к тому как, чему и кто учит в детских садах и школах — в конечном итоге роняет всю систему подготовки кадров в стране. И наша система образования подвержена такому разрушительному воздействию с советских времён.

Его механизм — в постепенном увеличении школьной программы при блокировании усилий по повышению производительности обучения, что незаметно снижает качество школьного, и по цепочке, среднеспециального и высшего образования.

А предельный для производительности обучения объём школьной программы, при котором обеспечивалось наивысшее качество обучения, был достигнут в конце 70-х годов прошлого века — пике эффективности советской системы образования. С тех пор дальнейшее его увеличение неумолимо снижало успеваемость школьников, хотя костяк работающих учителей ещё долго оставался советским.

Сегодня качество обучения упало до уровня, который блокирует развитие наукоёмкой промышленности, требующей для этого втрое большего числа образованных выпускников, чем, могут обеспечить школы. И дело даже не в их количестве, а в том, что в сфере высоких технологий, где прикладные знания обновляются каждые полгода, без методологической подготовки, которую наши школы не обеспечивают вовсе, делать по большому счёту нечего. А без развития наукоёмкой промышленности динамичный социально-экономический подъём в стране невозможен.

Таким образом, через механизм повышения объёма школьной программы нашим конкурентам и противникам обеспечивается достижение экономических целей в отношении нашей страны.

При более внимательном рассмотрении — не только экономических.

Толпо-элитарное общество закладывается в школах

На деле низкое качество обучения — не самое худшее, что уготовано нашим школьникам, ибо знания — всего лишь приданое к строю их психики. Ведь можно быть не образованным, но человеком. И это лучше, чем быть наоборот. Поэтому худшее для нас заключается в том, что обладатели животного и зомби строя психики составляют основную массу выпускников наших школ. А надо бы человечного! В чём причина? В недостатках технологии обучения? В ошибочности концепции образования? В строе психики самих учителей?

Без ответов на эти вопросы уже не обойтись, поскольку каждый рождается, чтобы стать человеком, но далеко не каждому удаётся им стать. Для этого нужно сформировать в себе человечный строй психики. И нет на свете важнее задачи и труднее работы, чем эта. Особенно, когда многое в жизни подчинено тому, чтобы с детства помешать нам осознать и осуществить этот выбор.

Естественным рубежом на этом пути является возраст полового созревания. Если до 14 лет подростки не успевают сформировать в себе человечный строй психики, то животные инстинкты и культурные автоматизмы порабощают их, как правило, навсегда. А дальше, как у А.С.Пушкина: «Паситесь, мирные народы! Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды ярмо с гремушками да бич».

И на такой исход есть оплаченный политический заказ, а есть заказ — есть продажные исполнители, которые посредством демократических процеДУР и псевдореформ превращают страну в сырьевую плантацию, на которой им будет отведена роль надсмотрщиков, принуждающих 30-50 миллионов рабов из соотечественников к труду на иностранных рабовладельцев.

Но чтобы ярмо не стало реальностью на шее подрастающих поколений нужно успеть создать им условия обучения и воспитания, способствующие формированию у них человечного строя психики в период до переходного возраста. Это главное, чему должно быть подчинено дошкольное и школьное образование.

Но, судя по тому, что в школы поступают, как правило, здоровые, а выпускаются в значительной мере психически и физически больные дети, приходится констатировать, что условия обучения препятствуют становлению человечного строя психики. А как им не препятствовать, если в течение 10, а теперь и 12 лет обучения на школьников методично обрушивают потоки учебной информации, которые они вынуждены перерабатывать в условиях психофизиологических перегрузок?

Перегрузки же возникают в силу того, что учителя физически не в состоянии проверять тетради класса быстрее, чем за сутки, а без результатов их проверки учащиеся не могут приступить к коррекции качества своего обучения. Как следствие, на час учебы приходятся сутки технологического простоя. Но ведь нужно ещё сделать и проверить работу над ошибками. Для этого требуются ещё сутки. А кому-то и двух работ над ошибками мало, а времени уже нет, поскольку по программе — новая тема. Ошибки накапливаются, становясь для большинства не преодолимыми.

Таким образом, за вычетом вынужденного простоя, на нормальное освоение учебной программы у школьников не остаётся времени и это гарантирует им не только низкое качество обучения, но и ежедневные страхи и стрессы на почве учительских проверок и родительского контроля. А все болезни, как известно, от нервов.

Нормальным же нужно считать такое освоение знаний, когда учащиеся укладывают учебный материал в подсознание через понимание в обычном для сознания режиме: со скоростью не более 15 бит в секунду. Это медленно. Но быстрее и невозможно. Тем не менее, этого достаточно, чтобы при правильной организации учебного процесса осваивать без перегрузок современную школьную программу. Однако, в рваном темпе, когда учащихся без конца тормозят учителя, а потом, загнав в цейтнот, вынуждают к заучиванию, нормальное освоение возросших учебных программ становится невозможным.

А то, что хорошисты, и отличники не переводятся, так ведь никто и не спорит, что загружать в подсознание огромные объёмы готовых знаний можно и, минуя сознание — посредством зубрёжки. Вот только способность к творческой интерпретации полученных знаний, отличающая образованных людей от ходячих баз данных, в обход сознания не развить. Поэтому зубрёжка не обеспечивает то качество обучения, которое требуется для жизни, являясь по форме и содержанию зомбированием. Например, зубрилы, кругом и рядом занимающие в обществе ответственные посты, не в состоянии выйти из когда-то загруженной в подсознание и давно устаревшей базы знаний, чем порождают одну проблему за другой в делах государственной и общественной значимости, которые потом расхлёбывает всё население.

Таким образом, увеличением объёма школьной программы без адекватного повышения производительности обучения, сначала достигается главная задача — лишить всех школьников возможности нормально учиться, ввергнув их в перманентные психофизиологические перегрузки. Затем, по способу их преодоления учащихся разделяют на два основных потока.

В первый входит основная часть школьников, которые, следуя инстинкту самосохранения, выходят из перегрузок, бросая учёбу к середине срока обучения и приобретая к ней устойчивое негативное отношение. По сути, это нормальная реакция нормальных детей на ненормальные условия обучения. Но она их не спасает. Выставив их за черту одобряемого, школа штампует из них пожизненных троечников и неудачников. Внушает им комплекс неполноценности, подавляет инициативу, развивает в одних покорность судьбе, в других, наоборот, агрессию и антисоциальное поведение, формирует характерные для этого автоматизмы. На этой основе укореняет в них животный строй психики, а также строй психики зомби. У выпускников не остаётся другого пути, как пополнить широкие народные массы — уличную толпу.

Другая часть школьников, выходит из перегрузок, загружая учебную информацию в подсознание помимо сознания, формально добиваясь хороших и отличных результатов в учёбе. В них школа поощряет эгоизм, нарцисцизм, холуизм, карьеризм, дилетантизм и прочие измы. На этой основе культивирует в них строй психики зомби, а также демонический строй. Из них впоследствии будет кооптироваться элита –привилегированная толпа.

Оставшееся меньшинство, либо, подавляя инстинкты, растрачивает здоровье в настойчивом желании преуспеть в учёбе, либо, прислушиваясь к инстинктам, всё делает в меру: и учится, и укрепляет здоровье. В первых — развивается демонический строй психики, в последних — выживает человеческий.

Таким образом, российские школы сознательно или по недомыслию введены в такой режим функционирования, который воспроизводит толпо-элитарное общество, с преобладанием малограмотных носителей нечеловеческого строя психики.

А нужно строить и воспроизводить человечное общество! Поэтому кратное повышение производительности обучения и переход на методологическую концепцию образования направлены на преобразование толпо-элитарного общества в человечное.

Положение обязывает принимать меры

С виду не скажешь, что реформаторы образования не озабочены плачевным состоянием дел в отрасли. На памяти и компьютеризация, и интернетизация, и дистантное обучение, и увлечение развивающими технологиями, и увеличение сроков обучения, и ЕГЭ, и ГИФО, и прочие нужные, но второстепенные, а также не эффективные, но пожирающие ресурсы общества, инновации. Не скажешь, что и власть отстранилась от проблем образования. Она строит школы, осуществляет ремонт, закупает оборудование, поощряет отличников и т.д. Но при всех достоинствах все эти мероприятия и нововведения объединяет одно: они не способны блокировать механизм, превращающий наши школы из институтов массового преображения в институты массового поражения.

А чтобы сделать это, нужно снять перегрузки и перевести учёбу в нормальный для становления человеческого строя психики и повышения качества освоения знаний режим, для чего требуется кратно повысить производительность обучения и осуществить переход к методологической концепции образования.

Для повышения производительности обучения — формально в 8630 раз — достаточно время, затрачиваемое учителями на проверку тетрадей сократить с суток — 86300 секунд — до 10 секунд. Это можно сделать, оснастив каждого школьника микропроцессорными средствами моментального самоконтроля знаний «Символ» и освободив учителей от этой рутинной и нелицеприятной обязанности. Они позволят им учиться в режиме моментального самоконтроля и своевременного устранения пробелов в текущих знаниях по любому предмету. При этом каждый из них сможет учиться с той скоростью, с которой наделила его Природа и не обделили родители. Учителя же смогут более полно раскрыть себя в профессии, в которой конфронтация с учащимися на почве контроля знаний уйдёт в прошлое.

Затем нужно ввести школьников в режим активного самоуправления качеством самостоятельной учебной деятельности и на этой основе повысить эффективность управления их групповой учебной деятельностью со стороны учителей. Если не с теорией управления, то с практикой введения и организации местного самоуправления параллель напрашивается сама собой, поэтому излагаемое достаточно очевидно.

Ознакомиться с этими средствами обучения и купить их для себя и школы можно на www.simvolizacia.ru. Стоят они, как калькуляторы и доступны каждому. Их разработали в Томском университете систем управления и радиоэлектроники.

Что касается перехода на методологическую концепцию образования, то, попросту говоря, нужно начать учить школьников учиться. Для чего в теоретическую основу концепции необходимо положить универсальный язык междисциплинарного общения, формализованный учёными Санкт-Петербурского государственного университета — Достаточно общую теорию управления (ДОТУ). Её нужно преподавать в школах и вузах в качестве методологии познания. На основе ДОТУ следует разрабатывать учебники и пособия, работающие вкупе с упомянутыми уже средствами моментального самоконтроля знаний «Символ». Упор в образовании должен быть сделан на обучение методам и способам освоения новых знаний, технике безопасной и эффективной работы с информацией, языкам, риторике, скорочтению, скорописи, слепому десятипальцевому набору на клавиатуре и т.п. При этом учащимся должен даваться обзор непреходящей и текущей фактологии знания.

Поскольку переход на методологическую концепцию образования перенесёт основную тяжесть освоения прикладной фактологии на плечи методологически образованных выпускников по месту их работы или службы, то это значительно сократит школьную и вузовскую программу, снизит учебную нагрузку и уменьшит сроки обучения: в школе с 12 до 8 лет, а вузе — с 5 до 3.

Скачать ДОТУ для личного и группового обучения можно бесплатно на www.vodaspb.ru и www.kpe.ru. Помните, что учиться учиться следует прежде, чем «учиться, учиться и учиться», чтобы не тронуться умом, как это случилось с В.И.Лениным — автором этого известного выражения.

Как видим, при постановке задач перехода на методологическую концепцию образования и кратного повышения производительности обучения они могут быть решены в кратчайшие сроки и при минимуме бюджетных затрат.

Главное, есть понимание механизма культурной агрессии в сфере образования и разработаны средства её отражения. Нужно только опереться на эти достижения отечественной мысли, науки и техники. Поэтому дело за теми, кому положено принимать решения об их внедрении в учебный процесс.

Особенность же ситуации в том, что они могут быть приняты и реализованы самостоятельно на уровне села, города или региона, не дожидаясь, когда их примет федеральный центр.

А положение, если не обязывает, то, убивает. Это старая истина. Для тех, кто упорно не хочет соответствовать ему, Иосиф Сталин сформулировал её отрезвляюще кратко: «Ви дурак, или враг народа?»

Не надо доводить страну до ситуации, когда необходимость наращивать быстродействие системы по выводу её из катастрофы приостановит демократические процеДУРЫ и на этот вопрос будет нечего односложно ответить.

Буслаев Владимир Иванович, Член КПЕ,
республика Саха-Якутия, г. Якутск
19.07.2004

О публикации

Название: Школа:
Институт массового поражения или преображения?
Автор:БУСЛАЕВ Владимир Иванович
Раздел:Оценка событий в стране и в мире
Опубликовано:27.07.2004
Изменено:
Постоянный адрес:http://old.kpe.ru/articles/888/
Обращений:1002 (0.14 в день)
Сохранить на диск:
Сохранить в формате HTML на диск для оффлайнового просмотра или архива