Сохранить в формате HTML на диск для оффлайнового просмотра или архива

Концептуальные заметки

Вчера услышал первый майский гром, и на ум сразу пришел его поэтический образ: «Люблю грозу в начале мая,/ Когда весенний первый гром, /Как бы резвяся и играя,/ Грохочет в небе голубом». Начался дождь, но я успел скрыться от него под сводами вестибюля станции метро «Добрынинская».

Май — светлый, радостный и цветущий месяц года. Он насыщен праздниками и вселяет в людей многие надежды на перемены, на урожай, на добро. Думаю, что многие читатели согласятся со мной в данной оценке. По крайней мере, четвероклассники, к которым я пришел в школу, где учится моя внучка, со мной согласились. Отвечая на мои вопросы, они сказали, что им нравится май, потому что оживает природа, зацветают сады, люди выходят копать огороды (поэтому, по их мнению, 1Мая — день Труда), много праздников, каникулы скоро. Ну, а чему на самом деле посвящен Первомай, пришлось объяснять, а также, почему принят 8-часовой рабочий день. Заодно и рассказать в доступной форме о справедливом и несправедливом жизнеустройстве, об угнетении трудящихся, боровшихся за 8-ми часовой рабочий день, которым приходилось работать по 12-14 часов. Слушали с интересом. О другом празднике, Дне Победы, они знают много. Каждый старался тянуть руку выше другого, чтобы рассказать, что он знает о празднике, или, что его дедушка — инвалид войны, а папа-военный. Или . что на соседней улице стоит грузовик, прошедший всю войну (о нем я как-то писал). И они каждый раз, когда к ним прихожу, просят рассказать ещё и ещё, показать фотографии и военно-морской кортик, прочитать стихи о войне (в моих беседах с ними о войне всегда присутствуют стихи поэтов разных национальностей — удобный момент поговорить о национальностях, о дружбе народов нашей страны, одержавших победу в войне, заодно узнать, что в их классе тоже есть представители разных национальностей, и спросить, как поздороваться по-армянски, по- азербайджански, по-татарски). Всё это позволяет пояснить детям, что люди разных национальностей могут жить дружно, что языки разных национальностей надо беречь, и познавать: сначала научить друг друга, как здороваться и как отвечать на приветствие. (Кажется, заинтересовались, но, думаю, быстро забудут. Для себя делаю вывод: в следующий раз, когда к ним приду, просить поздороваться со мной ребят разных национальностей). Помощником для меня в таких беседах является многотомный сборник «Венок славы», откуда черпаю стихи, рассказы, фронтовые фотографии.

Беседа проходит активно, доверительно. В ходе неё говорим о Млечном пути, затмении Луны (следуют вопросы, кто видел ночное небо, кто наблюдал затмение Луны, почему это происходит). Радуюсь, хвалю: дети, в основном, правильно отвечают на мои вопросы. Сообща приходим к выводу, что все в окружающем нас мире взаимозависимо и взаимообусловлено, что нельзя жить независимо ни от кого, как однажды услышал от своей 11-летней внучки, что мир познаваем, что наша беседа расширяет их … (подсказывают на моё «что?»)… кругозор. Тут уместно связать (и связываю) с понятием мировоззрение и миропонимание. Говорим о детской игрушке калейдоскопе, о мозаике в московском метро и соответственно о калейдоскопическом и мозаичном мировоззрении (кругозоре).

Ребята все воспринимают с интересом и пониманием. И в этом заслуга их учительницы, Добролюбовой В.И., которая заботливо передает им то, что хранит память старших поколений о войне, историю нашей страны, прививает любовь к природе и знанию, воспитывает у них чувство патриотизма.

Так наша беседа из чисто информационной о Великой Отечественной войне и Дне Победы превратилась в концептуальную, хотя ни слово «концепция», ни Концепция общественной безопасности (КОБ) в ней не упоминались. Зернышки посеяны, но ждать их всхода и роста, сидя сложа руки, нельзя. И не буду. Наши встречи продолжатся в следующем учебном году.

Думаю, что я не одинок в таком подходе к распространению КОБ и, в первую очередь, среди молодежи и даже детей. Для меня стало обычным явлением при разговоре с людьми подводить разговор к причинно-следственным связям и соответственно переходить на КОБ. Это, очевидно, происходит потому, что я сам себя постоянно ловлю на мысли о том, что по любым вопросам делаю оценки с позиции КОБ. И мне кажется уже странным, если кто-либо начинает рассуждать о высоких материях, о правах, демократии или свободе, о власти или экономике не с позиций КОБ. Слушаешь таких или читаешь и сразу видишь изъяны в их рассуждениях. В таких случаях пытаюсь вручить концептуальный материал для ознакомления (как правило, всегда имею под рукой). Например, сидит рядом со мной на работе такой и не хочет воспринимать о понятии власти ничего другого, кроме того, что, по его мнению, существует всего три вида власти: законодательная, исполнительная и судебная. И это человек с высшим образованием, бывший член КПСС, отвергающий ныне понятие идеологической власти, носителем которой был многие годы! А понятие концептуальная власть для него не приемлемо. Врученный мною сборник «За Родину! За Россию!» читать отказался. Пришлось забрать назад. Почему же так происходит? Слабоумный? Не похоже, таких в нашей «конторе» не держут. Просто ему хорошо: он в достатке, так как без задержек всю жизнь получает зарплату и по сегодняшним меркам очень высокую. У него нет проблем ни финансовых, ни квартирных, ни транспортных, ни каких-либо других. Ему не надо ни за что бороться, агитировать, быть не довольным. Ему нет дела до других людей, живущих за чертой бедности. Ради Бога не трогайте меня. Он живет, как орех в скорлупе на могучем дереве, питаясь его соками. Он не задумывается над тем, что, однажды упав с дерева, такой орех может сгнить в земле, так и не дав доброго побега.

Или другой пример. Пошел с внучкой в Первомайские праздники погулять на «зеленке» (так жители нашего микрорайона называют зеленый оазис с прудом в районе метро «Нахимовский проспект») и ужаснулся: вся «зеленка „ завалена пустыми пивными бутылками разных калибров, стеклянными и пластмассовыми, из которых можно собрать уникальную коллекцию продающегося в Москве пива. Они валялись везде и даже в пруду плавали. И среди всего этого пивного «побоища» люди гуляли с детьми, с собаками. Многие из них шли, посасывая пиво из таких же бутылок и так же, как их предшественники, опустошив их, выбрасывали тут же. Даже внучка моя возмутилась и спросила, почему нельзя было забрать с собой и выбросить в мусорный ящик? (Я уверен, что она бы банку из под спрайта тут не выбросила.) Встал вопрос, почему же им, преимущественно молодым любителям пива, ничего хорошего не прививается?

Еще большее потрясение пережил от живой картинки, увиденной мною в моем любимом городе Костроме, где встречал День Победы. И это потрясение пришло на смену тому радостному праздничному настроению, которое я со своими близкими испытывал утром и днем, гуляя по светлому солнечному городу, возлагая с внучкой цветы у памятных мест на Проспекте Мира, наблюдая счастливые лица убеленных сединами ветеранов войны в праздничных с медалями нарядах, на каждом шагу получающих от детей цветы, наблюдая за сменой караула юных моряков-речников и школьников у священного огня, слушая выступления ветеранов на площади у цирка, наблюдая за детьми, облепившими бронемашины костромских десантников. Потрясение пришло совсем неожиданно, вечером, когда решили пройтись по центру города, спуститься к Волге. Увидели, что весь центр с его знаменитой пожарной каланчей и торговыми рядами, памятником И. Сусанину и красивым зданием городской администрации был отдан „на откуп“ 15-18 летней молодежи: почти все с соской — пивной бутылкой — во рту. Многие „накуренные“, от того выглядели ошалевшими, воинственно настроенными и метались в „броуновском движении“. Людей среднего и старшего поколения не было видно, как будто все вымерли. От пожарной каланчи слышалась музыка из разряда „хеви металл“, приводящая к исступлению. Толпа никем не управляемой молодежи, казалось, была готова откликнуться на любой призыв: бей, громи, жги. К счастью, этого не произошло, хотя до позднего вечера ещё было далеко.

И в том и в другом случае наглядно убедился в пагубности рекламной компании пива.

Мы поспешили ретироваться из этого района и вернулись домой. Моё впечатление от праздника было смазано.

И, как будто специально, на глаза попадаются газетные материалы, связанные с пивным разгулом в нашей стране и с фарисейством пивных королей.

„Московский комсомолец“ 13 мая 2004 года под рубрикой „„МК“ — акция“ опубликовал материал под названием „Пивовары против „пьяного руля““. В нем говорится о том, что известная пивоваренная компания России ОАО „САН Интербрю“ стала инициатором черно-белого ролика по пропаганде трезвого образа жизни. Ролик оказался, по сообщению МВД, самым эффективным, так как в нем участвует реально пострадавший в ДТП ребенок. «Мы просто не можем мириться с существующей сегодня ситуацией — поясняет старший вице-президент компании Ирина Кибина. — За руль всё чаще садятся нетрезвые водители, которые не задумываются о возможных последствиях». Этот ролик компания рассматривает как часть своей социальной программы. Позволительно спросить, а сама Ирина Кибина задумывается о последствиях своей пивоваренной деятельности? Задумывается о том, что тот же шофер, сбившей на переходе героя ролика, может быть, пил перед этим её фирменное пиво? Она что, не знает, что пиво относится к разряду алкогольных напитков, что её работа — тот же геноцид против людей? Очевидно, ей нет до всего этого дела. Деньги важней. И в подтверждение этого её компания почти сразу же за упомянутой публикацией разместила в „Московском комсомольце“ 19 мая рекламу своего пива „Толстяк — Гречишное“. Это тоже, наверное, в рамках социальной программы. А „Комсомолец“, отрабатывая деньги, расписывает его достоинства, становясь соучастником будущего ДТП или очередного разгула тинэйджеров. Так фарисеи от СМИ и бизнеса дурачат нашего брата, подменяя настоящую социальную программу и пропаганду трезвого образа жизни виртуальной борьбой с пьянством. Яркий пример имитации, не достойный подражанию!

Вышеизложенные примеры наводили меня на грустные мысли. Что же движет людьми? О каком преображении людей можно говорить, когда люди элементарных норм жизни не знают, не задумываются над смыслом жизни, над проблемами общества? Что происходит с ними? Почему они не воспринимают КОБ и вообще смогут ли они её воспринять? И мои вопросы снял Внутренний Предиктор СССР, который в апрельском текущем моменте написал:

„… молодое поколение не только так называемого «среднего класса», но и «присреднённые»[1] более менее сыты, обуты, одеты, имеют доступ к интернету, у большинства — мобильники (из числа не самых дешёвых, марка мобильника — знак статусности), а у некоторых — даже и новенькие дорогие автомобили-иномарки. Вся эта молодёжь в своём большинстве носители индивидуализма, вследствие чего существование проблем глобальной значимости, проблем общества в целом и родного государства до них не доходит: они интеллектуально и по своему образовательному уровню, и по культуре чувств и мышления опущены существенно ниже того уровня, на котором всё это возпринимается и осмысляется… Это общее состояние, в последнее десятилетие уверенно «набирающее силу», засасывает в «быт» всё новые поколения представителей толпы. И в этом смысле оно оказывает решающее воздействие на способность общества в целом (и прежде всего молодёжной среды) осмысленно возпринимать тексты альтернативно-объемлющей по отношению к господствующей библейской — Концепции общественной безопасности (КОБ).

Когда индивидуалисты не чувствуют проблем на своей собственной шкуре — у них нет необходимости ни в выявлении сути проблем, ни в освоении средств их преодоления, ни в разработке такого рода средств“.

Печальная констатация фактического состояния части нашего общества.

И что, опустить руки? Неподъемная ноша, взваленная на плечи сторонников КОБ и разве только на них? Нет, и ещё раз нет. Ноша посильна, непосильной ноши Всевышний не даёт. Только надо понять каждому из нас, что без постоянного общения с людьми, какая бы не была ситуация при этом, личный пример и разъяснения КОБ — дело первейшей необходимости. Каждый на своем месте, на своем уровне должен делать всё возможное для подготовки людей к восприятию КОБ. Вот почему я веду постоянные беседы на темы КОБ, где только оказываюсь. Вот почему я иду в школу к четвероклассникам. Им, пока ещё не познавшим наркомании, курения, не одурманенным индивидуализмом, надо закладывать посевы нравственности, добра и справедливости. А, посеяв, продолжать за ними ухаживать, чтобы получить достойную КОБ смену.
 

Валерий Николаевич Андреев,
капитан 1 ранга в отставке,
бывший воспитанник Тульского
суворовского военного училища
19 мая 2004 г.

[1] Типа «Людоедки Эллочки» из “12 стульев”, которая, будучи смазливой московской дурой, “соревновалась” с американской миллионершей Вандербильдихой. Но в данном случае «Людоедка Эллочка» подразумевается как в “мужской” так и в “женской” ипостасях.

О публикации

Название: Концептуальные заметки
Автор:АНДРЕЕВ Валерий Николаевич
Раздел:Оценка событий в стране и в мире
Опубликовано:25.05.2004
Изменено:
Постоянный адрес:http://old.kpe.ru/articles/811/
Обращений:1327 (0.18 в день)
Сохранить на диск:
Сохранить в формате HTML на диск для оффлайнового просмотра или архива