Сохранить в формате HTML на диск для оффлайнового просмотра или архива

Антропология 21 века.
Истоки наследственности человека.

С окончанием «дачного сезона» в штабе КПЕ мы наблюдаем резкое возрастание потока писем (в первую очередь по электронной почте) из регионов России и некоторых стран СНГ (в первую очередь Украины), а также непосредственно посетителей.

Отрадно заметить, что по сравнению с прошлыми годами в этом году резко возрос интерес молодёжи, студентов к КОБе и КПЕ. Из анализа бесед и общения по e-mail однозначно следует, что такое резкое возрастание интереса обусловлено распространением DVD с курсом лекций Петрова К. П.

Однако, приходят не только молодёжь и студенты. Идут и пишут зрелые люди. Их число также растёт по разным причинам. Так мы наблюдаем возрастание интереса учёных. И не только к КОБе, но и к нашей организации КПЕ, в которой они видят реальную поддержку по преодолению нынешнего «демократического застоя» и продвижению в жизнь своих научных воззрений и силу, способную изменить положение дел в стране в нужном направлении, в первую очередь в науке и в образовании.

Вот совсем недавно к нам в штаб пришла и мы познакомились с удивительной женщиной, учёной, взгляды которой в многом совпадают с нашими. Это Альбина Карповна Москатова. Она доктор педагогических наук, кандидат биологических наук, заслуженный профессор, профессор кафедры физиологии. Кроме всего этого Альбина Карповна — мастер спорта по гимнастике! Направление её научной деятельности — антропология и антропогенетика. Нам представляется, что работы А. К. Москатовой лежат в русле развития и конкретизации глобального эволюционного процесса биосреды Земли. Мы договорились о сотрудничестве. Начинаем публикацию статей и работ Альбины Карповны и приглашаем всех партийцев КПЕ и посетителей сайта к осмыслению этих работ.

ИАС НД КПЕ

АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
САМОСОЗНАНИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

А. К. Москатова, профессор, д. п. н., заслуженный профессор

«Перед лицом многочисленных проблем, поставленных будущим, образование является необходимым условием возможности для человечества продвигаться вперёд к идеалам мира, свободы и социальной справедливости». «Когда тревога за будущее спорит с надеждой, необходимо, чтобы все, кто обладает чувством ответственности, уделили первостепенное внимание целям и средствам образования» — таковы две выдержки из обширного доклада «Образование: сокрытое сокровище», подготовленного по результатам работы «Международной комиссии по образованию для XXI века», проводимой под эгидой ЮНЕСКО (1997).

Как отмечено в изданной ЮНЕСКО книге о мировых перспективах развития содержания образования оно «должно быть прежде всего фактором развития сознания, а не инструментом индоктринации. Мы имеем в виду прежде всего осознание моральных, духовных, эстетических ценностей, составляющих цели существования человека, для которых наука и технология должны быть лишь средствами. В числе этих ценностей — достоинство человека, любовь к ближнему, гармония с природой, т. е. ценности, которые, несмотря на их древность, способны возрождаться и обновляться в каждую новую эпоху»(см. Б. Л. Вульфсон — Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века, 1999). Задумаемся, не является ли «скрытым сокровищем» образования именно антропологические аспекты, без которых невозможно понять ни смысла идеалов и ценностей Жизни, ни сущностной основы человеческого интеллекта и культуры, ни выражения свободы, ни желаемой социальной справедливости. Ибо и смысл и Истина неотделимы от понимания, прежде всего, духовной, нравственной природы человека, определяющей смысл его существования и развития как производного Универсума. Выражая его Сознание и Разум как первооснову, человек предрасположен пройти путем соответствующего образования и духовного воспитания к постижению своего Высшего Начала и к реализации унаследованных душой духовных и моральных достоинств во всех сферах жизни и общественных отношений, в ответственном профессиональном служении ближним, в развитии индивидуального сознания и мировой мысли.

Совершенствование образования и модернизация его содержания невозможны без адекватного осознания его конечных целей. Формальное понимание целей образования отразилось в нескончаемых дискуссиях о том, каких «легионеров» для научно-технической революции должны готовить школы и вузы, как сбалансировать выпуск специалистов естественнонаучного, технического и гуманитарного профиля, какие знания им нужны и какие «человеческие» качества следует у них воспитывать. Но кроме обеспечения материальной сферы общественной жизни, высшая школа обязана удовлетворять более важным эволюционным требованиям, предъявляемым в настоящем цикле к развитию сознания и интеллекта личностей, способных утверждать высоконравственную мировую культуру, разумно использовать научные достижения, приумножать духовные ценности человечества и безукоризненно исполнять свою творческую, созидательную роль в мировой Эволюции. Вместе с тем, не обладая соответствующими знаниями и правильной ориентацией относительно процессов глобальной Эволюции, включающей циклы развития человеческих Рас и цивилизаций, невозможно выработать правильную стратегию образования и его содержания. Ибо, Закон Сохранения Жизни человечества подразумевает исключительно духовную и нравственную основу прогресса материального мира и носителей знаний и культуры. Если влияние динамических изменений в науке, технике и социальной сфере очевидны для решения вопросов содержания подготовки специалистов, то почему бы не обратить внимание также на обеспечение их компетентности в области познания самих себя посредством изучения универсальной антропологии, вместо биологии? Если присовокупить к «антропологическому невежеству» естественное «старение» полученных профессиональных знаний, измеряемое так называемым «периодом полураспада компетентности», то правомочно спросить, насколько ценных для общественного прогресса специалистов готовит современная система высшего образования? С каким успехом эти специалисты будут прилагать свои профессиональные знания и навыки к «объекту своего незнания» — человеку? Никто, в том числе и высшая школа, не позаботился о пробуждении у этих «специалистов» ни целостного самосознания, ни осознания явлений своего внутреннего мира и окружения, ни понимания смысла собственного существования. Никто не научил их координировать свою жизнь, свою деятельность, устремления, профессиональные достижения с великим ритмом Жизни, соразмеряя их с духовными ценностями эволюционирующего мира. Выдавая диплом профессионала, современная образовательная система не обеспечивает самого главного — сертификата качества индивидуального сознания. В нём отсутствует понимание предначертанности и универсальности существования человечества, органической связи феноменального мира и мира Духа, изначальной включенности человека во вселенскую систему бесконечного числа взаимосвязей. Следовательно, «специалист» даже не подозревает, какие следствия будут сопровождать его жизнь при столь неразвитом, безответственном самосознании и как они отразятся на окружающем мире людей и природы.

В сумерках сотворенных человеком научных теорий, наполняющих учебные дисциплины, невозможно пробудить достойное самосознание. Если студентов уверяют, что Законы природы постоянны во времени и пространстве, как объявил знаменитый астроном Иоганн Кеплер ещё в 1618 г., что согласуется с физическими Законами Сохранения Энергии, Материи и Информации, то логично далее обсудить, могут ли законы возникнуть сами по себе, утвердив навечно порядок неких взаимоотношений. Значит следует признать Законодателя. Никаких рассуждений о «законах» не может быть вне признания Разума того, кто устанавливает границы и соразмерные взаимодействия и разума тех, кто познаёт законы, благодаря наличию способности к познанию. Способность рассуждать — уже есть факт наличия Высшего Разума как Реальности Абсолютной Истины. Оправдано ли ради «научной объективности» слепо отвергать в содержании естественно-научных дисциплин Источник самой Жизни и Причину всех тех явлений, которые мы «натужно» пытаемся прояснить своим ограниченным разумом? Разрозненные и перепутанные страницы «человекознания» оставляют учащихся и студентов перед лицом «человека неизвестного», который отчуждён от Первоначала, от Природы и самого себя. Для анатомов человек это система из костей, для физиологов — скопище органов и систем, для биохимиков — симфония ферментов и химических соединений, для генетиков — запредельный набор генов с призрачными функциями, для психологов — необъяснимый разум. Каждый «человековед» преподаёт студентам теории и абстракции о существе человека, которые спрессовались в его уме из архивов частных наук. Никакого образовательного, развивающего эффекта и, тем более, фундаментальности образования, как формы существования человека в развивающемся социокультурном универсуме, мы таким архаичным путём не достигнем (Н. П. Пищулин, 2005).

«Бум» высоких, компьютерных технологий также следствие антропологической безграмотности, непонимания живой, духовной природы и факторов развития разума и сознания человека. Компьютер — творение человека, но он не передаёт человеку живую психическую энергию. Образование — прежде всего напряженная работа души, сердечного интеллекта, сознания и воли, а не накопление «информационной руды» и не складирование чужих мнений, возведенных в ранг непререкаемых научных истин. Они относительны и преходящи, так же, как и их авторы, которые в силу своего высокомерия не поднялись до вершин подлинной Истины, до понимания того «образа и подобия», к которому и должны быть устремлены усилия системы образования. «Неочеловеченное» содержание школьного и вузовского образования и канонизация «животной природы» человека уже породило нарастающий разрыв между знанием, достижениями науки и техники и нравственным началом человека — компасом его души, ориентиром его взаимоотношений с миром людей и природы. Реальность деградации сознания явно перешла со страниц фантастических романов в окружающий нас мир, в котором к власти рвутся «инженеры Гарины», угрожая лазерными «гиперболоидами», «генетические инженеры» уже «тасуют» гены в «нужные» комбинации для клонирования «суперменов», «физиологические инженеры» конструируют «технический паспорт» для замены изношенных органов на искусственные, «социальные инженеры» апробируют способы манипуляции массовым сознанием и «социальной дрессировки» детей для модификации «удобного социума», а «инженеры человеческих душ»-писатели со скоростью света (или тьмы?) наводняют пустоты массового сознания вурдалаками, призраками, оборотнями, падшими пришельцами, пожирателями смерти и прочей криминальной нечестью, дабы полностью разрушить самосознание и здравомыслие и без того испуганного и страдающего общества. Как предостерегал знаменитый биолог Томас Гексли (1825 — 1895): «какой мусор внесём, такой и получим»!

Таким образом, совершенствование образования нуждается прежде всего в гуманном, одухотворенном антропологическом основании. В изложение ряда дисциплин могут быть включены определенные концепции, разделы универсальной антропологии, придающие интонацию целостности в изучение феноменов жизнедеятельности человека. Естественно, наивно ожидать повсеместного революционного скачка в антропологическом просвещении массы чиновников системы образования, администраторов или преподавателей высшей школы, «вскормленных» дарвиновской биологией. Но оказывается нескончаемая биологическая «летаргия» почему-то не устраивает учащихся. Обучение дисциплинам человековедения в высшей школе всё чаще сопровождается самым каверзным вопросом в сфере познания — «Почему?». Преподаватели с досадой сталкиваются с собственным невежеством в объяснении причин видимых явлений жизни человека и причинности как мирового Закона. «Всезнающие» ученые и преподаватели приспособились лишь к узко дисциплинарному подходу в изучении «человека телесного». Они далеки от высоких идей образования и обучения — развития сознания и духовного воспитания учащихся, не понимая даже, что это такое и как можно помочь им на пути самопознания и самосовершенствования. Преподавателям недосуг заниматься каким-то «самопознанием» и никакие «картины мира» их не заботят. Они также не придают значения принципиальной важности сообщения студентам истинных, совершенных знаний, удовлетворительно отвечающих на многочисленные «почему?». В то же время, по данным анкетирования, студенты интересуются: «Как зародился человек, Вселенная и всё окружающее нас? Кто и из чего сотворил человека и как это произошло? Что случается после смерти, есть ли жизнь после смерти и до рождения в эту жизнь? Существуют ли возможности перемещения материи во времени? Есть ли во Вселенной существа, подобные человеку? Есть ли «совершенный» человек? В чем заключаются недостатки человека? Контролируется ли жизнь человека высшими существами и кто с ними общается? Что будет с нами, людьми в дальнейшем? Зачем мы рождаемся, с какой целью? Как устроена душа человека? Как взаимосвязаны тело, душа и разум, возможно ли управлять ими? Есть ли у человека скрытые, магические способности? Каковы потенциальные и предельные возможности человека? Каковы пределы человеческого ума и как его развить? Как и чем живёт человек «внутри» себя, но не во внутреннем строении, а в нечто более глубоком и загадочном? Где границы фантазии человека и их пересечение с реальностью? Какая роль отведена мне в жизни, какова цель моей миссии на Земле? Что я должен сделать, чтобы стать чем-то большим, чем сейчас, чтобы обрести гармонию с самим собой, чтобы быть счастливым?» Эти вопросы — незначительная часть множества «почему?», на которые уже отвечает содержание Универсальной Антропологии. В целом же образование действительно должно привести к «образованию счастливого человека» — обеспечить ему свободный доступ к любой интересующей его информации, а не к «образовательным стандартам». «Если весь народ учить по программам, утвержденным в национальном масштабе, то как же такому обществу не остановиться в своём развитии, постоянно воспроизводя собственную посредственность«Образование — это движимая любовью передача мудрости растущему поколению.» «Образование должно обеспечивать свободу самовыражения личности,… служить выражению человеческого потенциала», а не «стандартизировать» детей и, добавим, специалистов. (см. Стивен Харрисон, 2002).

Какому образованию и просвещению отдают предпочтение наши Духовные Учителя в период строительства Культуры и Образования в очередном цикле эволюции — веке Водолея? Его качественные особенности — свобода, прогресс внутренних духовных сил человечества, широкая просвещённость, исполнение космических целей земной эволюции и эволюции человеческого сознания, которое в своём совершенстве должно стать воплощением Любви. Именно любовь человеческого сердца, соединённая с любовью других людей и пронизывающая всю жизнь, позволит вывести настоящую цивилизацию на новый уровень, превосходящий все самые смелые человеческие мечты — утверждает Вознесённый Владыка Сен-Жермен в своих «Пророчествах для Нового Тысячелетия» (Элизабет К. Профет, 1999). Век просвещения должен открыть в образовании каждого человека возможность самостоятельной ориентации в системе знаний, чтобы накапливать свой опыт, развивать аналитический, творческий ум, следуя утверждению великого реформатора системы образования Роджера Бэкона (1220 — 1292) о том, что «знание это глубоко личный опыт, свет, вступающий в диалог лишь с самыми сокровенными частями души человека через объективные каналы познания и мысли». Если же человек лишается возможности в полной мере раскрывать свой потенциал, свои творческие силы, превосходящие искусственные «стандарты» или сиюминутные потребности рынка, то тем самым он одновременно отчуждается от своего божественного начала, своей индивидуальности, своей человечности, от самопознания. Выдающийся индийский философ и духовный учитель Джидду Кришнамурти (1895 — 1986) называл самопознание и познание жизни как целостного процесса среди главных, духовных принципов образования, которое, должно формировать целостного, а значит разумного человека. «Разум не имеет ничего общего с добытой из книг информацией. <…> Ум является способностью видеть суть вещей, видеть то, что есть. Пробуждение этой способности в себе или в других и есть образование». «Правильное образование не основывается ни на одной системе, как бы старательно она не была продумана»… «Оно не может быть средством для улучшения человека каким-то особым способом». Действительно, человек идеален в божественном замысле и обладает потенциальностью, превосходящей границы «образовательных стандартов», которые намереваются вписать всех обучающихся в прокрустовы схемы чиновников от образования. «Правильное образование должно сделать человека зрелым и свободным и помочь ему расцвести в любви и доброте». Вот почему мы должны быть заинтересованы именно в таком образовании, ибо «главная цель образования, — по мнению Кришнамурти, — заключается не в подготовке учёных, специалистов и разного рода карьеристов, а в воспитании гармоничных и свободных от страха мужчин и женщин. Ведь только между такими человеческими существами возможен продолжительный и прочный мир».

Итак, ориентируя антропологическое просвещение и образование на потребности, свойственные внутренней, душевной и духовной природе человека, потребности в преобразовании, преображении, которые превращают существо Жизни в «умудрение в школе Истины» (по мысли Ральфа У. Эмерсона (1803 — 1882)), мы предоставляем студентам, учащимся и самим педагогам возможность обновлять своё сознание, превращать ум в плодотворную силу, оживотворять своё мировоззрение, возвращать себя к изначальной целостности и преображать окружающий мир в духе Истины. Прогресс образования и образованности неосуществим, если, по меткому выражению Эмерсона, выйдя из стен Высшей школы, «мы будем похожи на каких-то чудовищ, идущих вперёд, с головою, повёрнутой назад».

Антропологическое образование — естественная потребность культуры и нравственности Новой Эпохи развития человечества, направляющее его самосознание к Духовной Эволюции.
 

УНИВЕРСАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ О РЕАЛЬНОЙ ПРИРОДЕ
И УНИКАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

А. К. Москатова, профессор, д. п. н., заслуженный профессор

Рациональное использование интеллектуальных и духовных ресурсов России, эффективная реализация национальных программ оздоровления и улучшения социального благополучия общества связаны непосредственно с развитием индивидуального сознания и формированием непредубежденного воззрения на реальную природу человека у всех соучастников культурного, образовательного и научного прогресса нашей страны. Приумножение её интеллектуального капитала, переоценка собственной духовной ценности каждой личностью, побуждение отдавать свои врожденные способности и таланты на благо общества, возможны на основе познания универсальной природы человека, очищения человекознания от примитивных догматов социалдарвинизма. На смену школьной биологии, которая остается первоисточником иллюзий о «животном» происхождении человека, должно прийти истинное человекознание, способное трансформировать самосознание и обогатить человеческое достоинство, направить каждого человека к раскрытию уникальных творческих потенций и духовного богатства своей природы.

Таким фундаментом для расширения сознания, познания духовной, метафизической и феноменальной, эмпирической реальности человеческой природы служит Универсальная Антропология новая учебная дисциплина в зарождающемся направлении реалистического человекознания, отвечающего запросам XXI века и эпохи духовного возвышения России.

Есть ли «конкуренты» у этой дисциплины в сфере образования? Педагогическая антропология рассматривает человека как однократно и «случайно» рожденное, растущее и развивающееся биосоциальное существо, которое остро нуждается в формировании, воспитании, обучении навыкам и накоплении информации, дабы не остаться «животным» прототипом «маугли». Педагогические теории и технологи прилагаются к бездушному объекту без заботы о стремлениях уникальной детской души, о врожденной способности к творчеству, воплощенной жизненной потребности счастья, любви, свободы самопознания и самовыражения. Педагогическая антропология не помогает развитию индивидуального сознания и духа, не опирается на могучий духовный потенциал души, накопленный за многие воплощения, не открывает пути к познанию величия человека и не пытается сделать его счастливым. Другое направление — «интегративная антропология» — ставит своей целью дать описание феномена человека, как целостности, создать образ человека и модель его бытия, но опирается на механическое соединение теорий, рожденных в лоне дисциплин, изучающих «актуального» человека (Никитюк Б. А., 2000).

Современные тенденции «человековедения», укоренившиеся в общей антропологии, ни на йоту не отступают от биологического и генетического детерминизма. Классическая антропология сочиняет свои теории под сенью ветвистого «животного древа» прародителей человека во главе с африканской Евой и Адамом, которого «выпрямили» и «социализировали» каменные орудия. В суете поиска разбросанных по планете ископаемых останков, черепов и скелетов немыслимых антропоидов и мифического «недостающего звена» поневоле не остаётся времени поразмышлять о каком-либо Высшем Источнике духовной, сознательной, разумной, творческой, самопознающей природы человека. Однако, именно благодаря сознанию сверхбиологическому феномену духовного наследства человек одарён исключительной возможностью исследовать и раскрывать основы своего единства со всем сознательно созданным окружающим миром.

Почему же нашей науке ближе слава изучения бездушного и бездуховного детища коллективной академической логики, а не уникального творения Надмирного Разума? Почему человековедение не стремится к поиску Истины, но уклоняется от Истины? Почему отвергается мудрость Науки Безграничной Реальности — Науки Духовной? Кому как не академикам следует признать, что любая теория, включая аспекты человековедения, охватывает лишь ограниченное число явлений. Поэтому описание телесного строения и общих принципов биологической организации далеко не исчерпывают сущностное, духовное, организующее начало целостной природы человека. Теории, созданные людьми, несут на себе печать недомыслия своих создателей, тогда как объект этих теорий — человек безусловно «отпечаток» совершенства его Создателя, даже если Он и его совершенство пока сокрыты от познающего.

Устоявшиеся представления о физической картине мира существенно мешают познанию. Так космологи признаются, что им становится всё труднее вообразить и понять строение Вселенной и создать «Теорию Всего Сущего». И всё же они с удивлением обнаруживают, что «по мере того, как Вселенная всё более удаляется от мира наших ощущений, становится очевидной заключенная в ней глубокая гармония. В ней обнаруживаются невиданные порядок и единство, и каждое последующее открытие демонстрирует новую гармонию, новый порядок, новое единство» (Барри Паркер, 1986). Очевидно, прогресс в понимании целостной, реальной природы человека невозможен без проникновения в духовные глубины человеческого существа, в гармоничный мир его непознанной души. Прогресс же человеческой цивилизации можно ожидать, когда каждая личность достигнет вершин осознания гениальности Идеи и Замысла творения человеческой формы Жизни во Вселенной и понимания своего назначения, своих обязанностей и бесценности всех жизней.

Задумаемся, какое же общество мы собираемся построить, если элита ученых десятки лет упорно распространяет фикции о «самоперерождении» обезьян в человека, игнорируя его первородную уникальность и универсальное совершенство природы всех творений? Вместо изучения предназначения и эволюции человеческой формы жизни как феноменального сплава духа, души и плоти, студентам и непросвещенной массе навязывают для сравнения с собой «обобщенный псевдопортрет». Соединяя в себе смесь субъективных интерпретаций «разнохарактерных эмпирических достижений», он вдобавок, замешан на искажении существа гипотез Чарлза Дарвина. Предполагая бездоказательно, что от обезьян старого света произошел человек, «чудо и слава мира»(!), Дарвин замечает: «мне кажется, мы должны признать, что человек со всеми его благородными качествами, с его божественным умом, который постиг движение и устройство Солнечной системы, словом, со всеми высокими способностями, всё-таки носит в своём физическом строении неизгладимую печать низкого происхождения». Спросим у Дарвина и его истовых поклонников: КТО же мог дать в наследство человеку «божественный ум», «благородные качества», «высокие способности», превратить его в «чудо и славу мира»? Уж не те ли четверорукие, лазающие по деревьям, хвостатые, покрытые шерстью, бездушные, бессознательные и немые «предки»? И какова научная и познавательная ценность «бесподобных портретов» человека, рожденных в умах академиков и бездумно впечатанных в учебники и программы по биологии? Внеакадемическая, но Духовная Наука напоминает, что «человеческие понятия» (о любых объективных явлениях мира) — суть привязанности ума, обусловленные его складом, склонностями, субъективным видением, немощным пятисенсорным восприятием и его личностной интерпретацией. Истинный смысл мировых явлений и феномена Человека, их чистая, творческая природа, сознательная Причина и разумные движущие силы развития — необъяснимы на языке одномерного логического мышления, ибо они относятся к Универсальной Реальности. Человеческие понятия и знания оказываются неуловимыми препятствиями, которые серьёзно мешают и ограничивают самопознание и ясное понимание существа явлений. Также очевидно, что неизмеримые скорости эволюционирующей Вселенной вовлекают в глобальный процесс трансформации и разум человека. Следовательно, индивидуальное сознание должно достичь резонанса с высокими вибрациями обновления, очиститься от мнимых фактов биологической антропологии и мрака материалистического негативизма. Самодовольные носители «научного знания» просто обязаны избавляться от невежества и продвигаться к Истине, сбрасывать в пламя вечной Жизни свои обветшавшие ментальные клише, а не увековечивать искажения своего сознания в умах молодого поколения.

Поскольку классическое человекознание не располагает никакой, близкой к истине концепцией о природе человека, кроме как утверждения её «животной» и «биосоциальной» сущности, то никакие «точки зрения», частные методы и «заумные» модели (математические, кибернетические, лингвистические, синергетические) не способны сами по себе воссоединиться в концептуальное целое даже силами целого Института Человека. Надежда создать некое «синтетическое знание» из смеси умозрительных заключений по разнохарактерной эмпирии, приводит исследователей к разочарованию: «фоторобот» человека явно не соответствует действительности, из несовместимых осколков образ никак не складывается, а груда фактов, накопленных конкретными дисциплинами, с трудом поддается целостному осмыслению. Отсюда вытекает откровенное признание, что «современная наука пока не может найти место человека в общей картине универсума» и что «человек — самый таинственный объект науки, сбивающий с толку исследователей»(!). Посему, они рекомендуют прислушаться к утверждению основателя новой философской антропологии Макса Шелера (1874 — 1928) «о принципиальной невозможности определить человеческую природу» (см. И. Т. Фролов — «Человековедение» и П. С. Гуревич — «Человеческая природа», философско-энциклопедический словарь «Человек», 2000). Итак, в одном аспекте наши академики единодушны: человек рассматривается только на телесном плане однократного существования. Жизнедеятельность целого человеческого организма не мыслится с позиции причин и состояний индивидуального сознания. Отдельные функции исследуются бессистемно, исключительно как следствия безликих законов материальной природы и «самоорганизации» её физико-химических процессов. Абстрактный человек изучается в своих низших, «животных» аспектах, а его поведение сравнивается с таковым у крыс, либо расценивается на основе изощрённых теорий архетипов личностей. Как «таинственный объект» и феномен «черного ящика» он привлекает любознательных кибернетиков. Правда, природа не благоволит раскрывать его тайны рациональному сознанию ученых, тем более, что почти шесть миллиардов уникальных «черных ящиков», скрывающих за семью печатями секреты духовных душ, уже разгуливают по планете. Цитируемый выше Макс Шелер лишь подчеркивал недоступность понимания возвышенной, духовной природы человека вульгарному плотскому уму. Он утверждал, что человек — есть «существо, превосходящее само себя и мир», что «ему свойственна никогда не утихающая страсть к безграничному продвижению в открытую мировую сферу», что Бог — необходимый абсолютный центр, по отношению к которому человек постигает «бытие через себя», а не через чужой «черный ящик». Исследования останутся бесплодными, если суждения ученых не превзойдут ограничения субъективного сознания и ума, обусловленные низшим уровнем чувственного восприятия — предвзятого, иллюзорного, не освященного Бессмертным Духом.

Древнейшие Ведические каноны приводят множество аргументов, утверждающих, что по своей природе мы — духовные существа. Мы находимся в вечных взаимоотношениях с Творцом, который наделил свои создания идеальными духовными душами, несущими в своей основе наследие его Чистого, всепроникающего Сознания, способность к познанию себя, мира и Творца, устремлённость к вечному обновлению. Прогрессивное самопознание всегда было устремлено не к фрагментарному исследованию структуры и функций человека плотского, но к познанию Человека Универсального — конститутивной, основополагающей универсальной проявленности высших принципов и идеальных качеств, представленных сплавом вечных энергий Духа и преходящих материальных субстанций. Человек понимался как продолжение Божественного Начала, чья универсально-космическая энергия нисходила из царства Духа, чтобы оживить человеческую форму, начиная от мгновений зачатья и прихода души, инициировать далее духовное воспитание, развитие разума, сознания, телесной организации и функций, обеспечить духовные цели жизни воплощенной души.

Универсальная антропология новая учебная дисциплина XXI века, продолжающая духовные традиции мировой культуры. Она изучает человека как предначертанное, неотъемлемое явление эволюционирующего мироздания, изначально обусловленное единством духовно-материальной природы, в которой непрерывно трансформируются субстанции, энергия и информация Универсального Сущего согласно принципа «Всё присутствует во всём». Содержание дисциплины оригинально настолько, насколько оригинальны первоисточники — как современные, так и не имеющие обозримого земного летоисчисления. Её название имеет фундаментальный сокровенный смысл. «Антропос» — греч. «человек» — сущность, приведённая в бытие, благодаря предшествующей разумной мысли, «Логоса» или Слова — сознательной эманации духовной энергии Творца. Идея творения человека, как особой формы в пирамиде Жизни, была запечатлена в смысловой светокопии в виде созидательного указа, «Божественного Слова». Оно и послужило матрицей «мысленного образа» для материализации в земное тело. Таким образом, согласно сокровенному замыслу, термин «антропология» выражает духовное основание творения человека, чему соответствует и содержание знания. «Универсальное» человекознание подразумевает причастность к его смысловому наполнению Универсального Сознания, которое воплощает в каждой душе духовный замысел персональной реализации. Принцип воплощения души в телесную форму для исполнения земного плана конкретной индивидуальности открывает бесконечные возможности эволюции сознания, благодаря накоплению опыта рождения среди земного человечества, или опыта воплощений души в других системах материальных миров Вселенной, или жизни души в развоплощенном состоянии. В этом контексте Вселенная служит многомерной обителью множества «исчисленных» душ, в которые «вселён» дух, сознание, разум Творящего Абсолютного Начала — созидающего, поддерживающего, разрушающего и возобновляющего миры и формы Жизни.

Принципиальное отличие Универсальной Антропологии в том, что она не является плодом субъективного разума или домыслов современной биологической науки. Она раскрывает основополагающие, идеальные концепции «Человека Универсального» как цели и истинного смысла объективной эволюции каждой индивидуальной души вплоть до финала заслуженного вознесения. Продвижение от ограничений индивидуальности к всеобъемлющей универсальности побуждает душу принимать телесное воплощение в последовательных циклах земной эволюции семи человеческих Рас. Цикличность обусловлена эволюционным законом, определяющим необходимость духовного развития сознания и разума индивидуумов до такого идеального совершенства, которое способно поддерживать мир, свободу, гармонию подлинно изобильной и счастливой жизни настоящего и будущего человечества, но также пополнять небесную Иерархию Душ — Духовных Наставников очередных нарождающихся миров.

Универсальная Антропология как раздел Духовной Науки и вечной философии Жизни направляет познавательный интерес к поиску универсального знания об абсолютных принципах Мироздания, реальной природы Человека и конечной цели его эволюции. Высшая Мудрость сокровенных Учений передавалась всем человеческим цивилизациям с доисторической древности через устные и письменные канонические источники (см. Марк Л. Профет, Элизабет К. Профет — Взойди на Высочайшую Вершину. 1988, 2002; Блаватская Е. П. — Антропогенезис; Рене Генон — Человек и его осуществление согласно Веданте, 1925; Бхагават-Гита и др.). Концепции Универсальной антропологии связаны с альтернативными подходами в объяснении современной картины мира и антропного принципа эволюции Жизни во Вселенной, которые обсуждаются в мировой научной и учебной литературе. Следовательно, они уже востребованы перспективно мыслящей частью общества, доступны для самостоятельного изучения и анализа. Содержание дисциплины может служить основой обновления и углубления профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов педагогических и гуманитарных отраслей, сферы культуры, социальной психологии, управления, оздоровления, спорта, обеспечения безопасности жизни и др.

Проведенные нами сессии анонимного анкетирования студентов РГУФК (2002 — 2005 гг.) свидетельствуют, что их познавательные интересы далеко превосходят границы изучения безликого, разделённого на части, «неопознанного» ходячего объекта мертвой анатомии, полуживотной физиологии и бездушной психологии. Высказывая свои мнения по вопросам: «Что такое Человек?», «Что я хочу узнать о Человеке?», «Что я хочу знать о самом себе?», студенты демонстрировали оригинальные, независимые позиции в своём понимании человеческой природы и ставили такие вопросы, на которые ни одна из частных учебных дисциплин не в состоянии ответить вразумительно. Их возвышенное отношение к Человеку и коллективно обрисованный «портрет» мог бы служить эпиграфом к универсальной антропологии, и вполне достоин оживить фронтон упомянутого Института Человека. Устами уже не младенцев глаголет следующая истина: «Человек уникальное космическое явление, самый важный элемент Вселенной, божественное существо, необыкновенное, необъяснимое, неповторимое, единственное в своём роде, обладающее огромными возможностями, стремящееся познать мир, обладающее мощным сознанием, памятью, разумом, многочисленными способностями, состоящее из плоти, души, энергетической субстанции, идеальное в своём роде, со своим собственным внутренним миром, очень богатой природой, составляющее самую большую тайну в мире!». Именно такого человека хотят изучать студенты! Поэтому, разрабатывая учебный курс «Введение в Универсальную Антропологию», мы ориентировали его содержание (в сочетании с авторской технологией развивающего обучения) на расширение возможностей самопознания, развитие реалистичного, целостного восприятия мира и человека, понимание роли и принципов сознательной нравственной жизни, изучение законов и практик духовного развития сознания и возможностей раскрытия индивидуальных способностей в целях их плодотворного вклада в культурный и общественный прогресс. Содержание разделов дисциплины «Введение в Универсальную Антропологию» представлено далее в плане-проспекте.

Вводный раздел: Содержание Универсальной Антропологии как учебного предмета и естественно-научной дисциплины. Раздел I. Основополагающие концепции реальной природы Человека Универсального. 1/Предопределённость генезиса человечества в циклической эволюции Вселенной. 2/Целостность духовно-материальной природы человека. 3/Индивидуализация форм Жизни и индивидуальность человека. 4/Эволюция человечества через воплощение душ и прогресс сознания. 5/Идеальность человеческого существа. 6/Сознательная самопознающая сущность человека. 7/Сознательное саморазвитие и совершенство самоовладения. Раздел II. Закономерности антропогенезиса. 1/Универсальность разумной жизни. 2/Циклы и особенности развития семи человеческих Рас. 3/Культурные цивилизации Земли и смена циклов развития сознания. 4/Перспективы развития человечества настоящего расового цикла. Раздел III. Антропогенетика. 1/Генетика Жизни и её Единый Космический Код. 2/Индивидуальность и универсальность в наследовании. 3/Пределы полномочий человеческого генома. 4/Генетическая и сверхбиологическая регуляция развития человека. 5/Кармическое наследование на примерах воплощений душ в земной истории. 6/Следствия нарушения единого космического Кода Жизни методами генной инженерии. Раздел IV. Антропологическая феноменология. 1/Логика Жизни и сознательная жизнедеятельность человека. 2/Функциональная конституция. 3/Видимые и невидимые планы жизнедеятельности. 4/Универсальные принципы и порядок жизнедеятельности. 5/Сокровенные центры и энергии жизни человека. 6/Жизнедеятельность воплощенной души. Раздел V. Феноменология здоровья человека универсального. 1/Концепции здоровья в мировых традициях. 2/Генетика здоровья. 3/Космические Законы и здоровье человека. 4/Макробиотика — путь к целостности и здоровью. 5/От идеальной пищи к идеальному здоровью. 6/Духовная гармонизация — универсальный принцип здоровой жизни. Раздел VI. Антропологический практикум. 1/Развивающий медитативный практикум: освоение самоконтроля за телесными функциями. 2/Практика медитативного контроля за состояниями энергетических центров. 3/Практикум планирования и развивающей самореализации.

Идея представления концепций Универсальной Антропологии — полноценного знания о «Человеке Совершенном» в виде учебной дисциплины для университетов мира — инициирована указаниями Вознесённых Духовных Учителей. Настоятельная необходимость добросовестного, повсеместного просвещения молодого поколения диктуется неизбежными испытаниями, которые им предстоит пройти в огне духовной эволюции. Высшая, космическая цель Универсальной Антропологии — дать истинное знание человеку о его первозданной природе, донести до каждого индивидуального сознания общемировые Законы, утверждающие идеальную, духовно-телесную целостность человеческого существа и нерасторжимое, абсолютное единство Творца и творений, привести каждого человека к духовной самореализации согласно Божественному замыслу, к достижению идентичности качествам идеального совершенства. Поэтому Универсальная Антропология требует со стороны педагогов и ученых, заинтересованных в распространении духовного человекознания, непредвзятого, чуткого отношения к её прогрессивным, вдохновенным идеям. Все разделы дисциплины представлены в авторских изданиях; дискуссия, вопросы и связь по e-mail: <albina@cea.ru>

О публикации

Название: Антропология 21 века.
Истоки наследственности человека.
Раздел:Наука
Опубликовано:20.10.2007
Изменено:
Постоянный адрес:http://old.kpe.ru/articles/1846/
Обращений:4332 (0.72 в день)
Сохранить на диск:
Сохранить в формате HTML на диск для оффлайнового просмотра или архива