Сохранить в формате HTML на диск для оффлайнового просмотра или архива

В дебрях материализма

«Независимая» газета от 08.11.06 г. опубликовала три статьи, пронизанные одной темой. Мы выносим их на сайт, а свои комментарии даём в заключении.

«Независимая», 08.11.06 г.

Гении неолитической революции

Кто и зачем научил людей земледелию, остается тайной
Иалу (египетский рай). Сцена сбора урожая зерновых с древнеегипетской гробницы в Дейр-эль-Медине. 2 тыс. до н. э.
Иалу (египетский рай). Сцена сбора урожая зерновых с
древнеегипетской гробницы в Дейр-эль-Медине.
2 тыс. до н. э.

Кто надоумил древнего человека приступить к выращиванию семян, клубней и корней возле хижины своей? Вопрос не такой простой, как кажется.

Историк земледелия Ю. Ф. Новиков рассказывает, как правительство Бразилии решило обучить земледелию индейцев бороро. Их наделили семенами, орудиями и, конечно, инструкторами. Последние засеяли землю, подробно разъяснили, какие теперь дары она принесет. Но стоило только инструкторам удалиться, как бороро выкопали и съели посаженные клубни и семена. После отправились в джунгли, чтобы с помощью розданных топоров добраться до высоко растущих плодов…

Первые земледельческие поселения обнаружены в Палестине и Месопотамии и Египте. В Х тыс. до н. э. здесь господствовала дубово-фисташковая лесостепь с обилием диких видов пшеницы и ячменя. Но на раскопках были найдены окультуренные зерна совершенно других сортов пшеницы. Они отличаются от дикой пшеницы количеством хромосом. Даже современная наука не в состоянии обеспечить скрещивание между ними.

На тех же раннеземледельческих поселениях были найдены многочисленные зернотерки и печи для выпечки хлеба. Установлено, что жители разводили домашних животных, даже антилоп впрягали в плуги. Знали письменность и кузнечное дело. Из кирпича строили первые на Земле города и храмы с мозаикой. Тем не менее в ниже залегающих мезолитических слоях никаких признаков перехода к земледелию или одомашниванию животных не обнаружилось. Высокая культура первых земледельцев и горожан оказалось пришлой. Откуда же она пришла?

Как показали экспедиции Н. И. Вавилова, набор культурных злаков существенно возрастает к Закавказью и Армянскому нагорью. Восточнее, в Афганистане, он еще больше. Наконец, на небольшом пространстве между Гиндукушем и Западными Гималаями население возделывает поразительное по разнообразию количество мягких пшениц. Некоторые из них больше нигде не встречаются. Здесь же сконцентрировано и все мировое разнообразие зерновых бобовых растений, льна, моркови. Значит, очаг зарождения земледельческих культур следует искать здесь.

Другой очаг буйства культурных злаков обнаружен на Эфиопском нагорье. Количество возделываемых там твердых пшениц и ячменей превзошло все их разнообразие в мире, причем целый их ряд нигде больше не встречается. Среди них хлебный злак тэфф, фиолетовозерная пшеница, масличный нут. Лен возделывается не ради масла и волокна, а как хлебное растение, на муку.

Ни в Гималайско-Гиндукушском районе, ни на Эфиопском нагорье нет никаких письменных или материальных свидетельств о древних культурах. Но ботанико-географический анализ Николая Вавилова показывает, где их надо искать, привносит в запутанные представления историков и археологов элемент планирования.

На исторической шкале переход человечества к земледелию столь внезапен, что получил название неолитической революции. В это время человек приступает к выращиванию фруктов, злаков, приручает животных. В его распоряжение поступают отсутствующие в природе вещества — несамородные металлы, керамика, стекло, ткани. Тогда же появляются настоящие орудия труда и войны: лук и стрелы, лопата и соха, колесо и ткацкий станок, повозки и лодки. Возникают первые элементы письма.

Ничего равного неолитическим пшенице, рису, кукурузе, гороху, льну, хлопчатнику, сое выведено не было. «Сколько бы мы ни культивировали дикий ячмень, — писал Николай Вавилов, — так же, как дикую пшеницу и овсюг, они… остаются отличными от культурных форм, что делает самую роль их как прямых родоначальников более чем сомнительной». Подавляющее большинство культурных растений даже неизвестны в диком состоянии. Почти все возделываемые культуры уже изначально требуют искусственного полива. Далеко не всегда были успешными попытки вновь обратить в культурные сорта даже их одичалые формы.

Уж если человеку взбрело на ум кормиться земледелием, то почему возделывать он начал не желуди, орехи или лесные яблоки? Окультурить их было бы проще, да и хранятся они лучше. Еще проще выращивать и обрабатывать клубнеплодные растения: маниок, ямс, сладкие бататы. Однако не эти культуры стали главными продуктами человечества.

Первое место в рационе всех времен и народов заняли рис, пшеница, кукуруза (маис). Только это были не сегодняшние высокоурожайные сорта. Те злаки не только было трудно выращивать, но еще труднее перерабатывать. И вновь загадка: почему бы сразу не сварить кашу из зерна?

К тому же весь мучительный труд хлебороба не всегда обеспечивают дневное пропитание и благосостояние даже в современном мире. Тот голод, что испытывают земледельцы, практически не знаком охотникам и собирателям. Они гораздо меньше зависят от капризов природы, их рацион разнообразней и богаче земледельческого. В то же время именно переход к земледелию позволил человечеству резко возрасти в численности и привел к демографическому взрыву, а не наоборот. Охотники и собиратели стремятся избегать большой скученности, а земледельцы, напротив, нуждаются в постоянном жилье.

В общем, в переходе человека к земледелию много неясного. Очевидно лишь, что он даровал человеку терпение, развил рассудок, выработал полезную привычку к труду. Питание растительной пищей смягчило характер человека, придав ему современные черты. Земледелец гораздо больше кочевника или зверолова дорожит своими полями и селениями.

Но у медали имелась обратная сторона. Земледелец одержим алчной приверженностью к накоплению материальных богатств. Отсюда и стяжательство, и расслоение общества, рабская психология, измены, предательства. Прижимистый землепашец стоял у истоков нынешней материалистической цивилизации. Каин-земледелец убил Авеля-скотовода.

Юрий Николаевич Голубчиков
кандидат географических наук,
ведущий научный сотрудник
Географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

 

Ничем не обоснованное желание жить,

или Новая формула демографического императива для глобальной цивилизации
Куда вывезет кривая демографической глобализации — ко всеобщему процветанию или гибели цивилизации, — пока приходится только строить прогнозы.

Выпущен очередной Доклад Римскому клубу. В его основе — монография российчкого ученого Сергея Капицы «Global Population Blow-up and After» (русская версия названия: «Общая теория роста человечества»). В Москве прошло специальное заседание Никитского клуба и Комитета «Экология и здравоохранение» Европейского делового конгресса, на котором были обсуждены основные результаты этого исследования.

Так совпало, что месяц назад, 12 октября, правительство России одобрило законопроект, согласно которому за рождение второго и каждого последующего ребенка женщины получат от государства по 250 тыс. рублей так называемого материнского капитала. Понятное дело, это решение обставлялось как реальная, действенная мера, которая непременно исправит катастрофическую демографическую ситуацию в современной России. (В некоторых вариантах прогноза, при сохранении нынешней низкой рождаемости и высокой смертности население России в 2050 году составит всего 86,5 млн. человек; Центр демографии и экологии человека, 2001 г.) Однако…

«Доплаты женщинам дополнительных денег за рождение ребенка ничего не исправят, — уверен известный российский ученый, действительный член Римского клуба, профессор Сергей Капица. — Причины глубже — в глобальном демографическом переходе. Демографы отрицали (и отрицают во многом до сих пор) глобальную демографию».

В основе модели глобального демографического развития, предложенной Сергеем Капицей, — квадратичный закон роста населения Земли: медленное вначале развитие все ускоряется, и по мере приближения к 2000 году оно устремляется в бесконечность демографического взрыва. Рост — круче экспоненциального. Причем формулы, описывающие поведение этой демографической кривой, хорошо изучены в физике и годятся, например, при плавлении льда и других фазовых переходах.

«До рубежа 2000 г. население нашей планеты росло с постоянно увеличивающейся скоростью, — отмечает Сергей Капица. — Тогда многим казалось, что демографический взрыв, перенаселение и неминуемое исчерпание ресурсов и резервов природы приведет человечество к катастрофе. Однако в 2000 г., когда население мира достигло 6 млрд., а темпы прироста населения — своего максимума в 87 млн. в год, или 240 тыс. человек в сутки, скорость роста начала уменьшаться. Более того, и расчеты демографов, и общая теория роста населения Земли указывают, что в самом ближайшем будущем рост практически прекратится. Таким образом, население нашей планеты в первом приближении стабилизируется на уровне 10 — 12 млрд. и даже не удвоится по сравнению с тем, что уже есть. Переход от взрывного роста к стабилизации происходит в исторически ничтожно короткий срок — меньше ста лет, и этим завершится глобальный демографический переход».

Другими словами, центральный тезис этой теории — связь роста и развития. Именно это положение и составляет суть формулы демографического императива. По существу, предложен феноменологический принцип демографического императива в отличие от популяционного принципа Мальтуса, где ресурсы определяют рост. «Главная переменная — само человечество, которое задает тон развития всему остальному — экономике, политике и т. д., — подчеркивает Сергей Капица. — Механистический подход Римского клуба, сформулированный в первом докладе «Пределы роста» 30 лет назад (пределы роста человечества определяются ресурсами), не оправдал себя. Он не позволяет объяснить глобальный демографический переход».

Итак, рост численности населения Земли определяется не столько индивидуальными способностями к размножению (и наличием соответствующих ресурсов), сколько обменом и распространением информации. «Действительно, как и при развитии взрывных ядерных реакций, информация распространяется путем цепной реакции, когда она необратимо умножается на каждом этапе развития, — поясняет профессор Капица. — Более того, такая информационная система возникла очень давно, когда миллион лет тому назад в результате биологической эволюции появились речь и язык, развилось наше собственное, а затем и общественное сознание, что и привело к взрывному росту. На основе этой модели можно оценить время эволюции и возникновения человека 4 — 5 млн. лет тому назад, полное число людей, когда-либо живших на Земле, — около 100 млрд., число основных периодов развития, оценить устойчивость роста и получить ряд других результатов по природе демографической революции. Заметим, что пик этого процесса, который приходится на 2000 г., это случайность нашего летосчисления и никак не связан с существом дела».

Похоже, что, если отрешиться от всяких привходящих факторов с точки зрения, так сказать, чистой термодинамики, теория демографического роста работает безотказно. «Демографического взрыва не было бы, не будь демографической глобализации», — так сформулировал существо происходящих демографических процессов Владислав Галецкий, ведущий научный сотрудник Института макроэкономических исследований Минэкономразвития РФ. Но, как верно сказано, дьявол — в деталях.

Так, директор Института водных проблем, член-корреспондент РАН Виктор Данилов-Данильян тоже в принципе согласен, что в середине XXI века может состояться демографический переход — человечество достигнет своей предельной численности в 10 — 12 млрд. человек. «А почему именно в середине XXI века и 10 — 12 млрд. — вот в чем вопрос, — уверен Данилов-Данильян. — Это то место в концепции Капицы, которое я воспринимаю, как отсутствие ответа на вопрос. Человечество столкнется с внешними ограничениями на свой рост до того, как наступит стабилизация численности на 10 — 12 млрд. Основным фактором явится дефицит пресной воды в глобальном масштабе — не позже 2035 года. В этой временной точке пересекаются прогноз роста потребления воды и ниспадающая кривая доступных водных ресурсов. Нас ждет дестабилизация мировой экономики».

И это, по словам Виктора Данилова-Данильяна, не единственный фактор, который окажет влияние на рост населения.

Прецеденты сугубо ресурсных глобальных кризисов в истории человечества уже были — Неолитическая революция (от 9 до 6 тыс. лет до н. э.). Именно в ходе этой революции человек исчерпал ресурсы, которые он эксплуатировал собирательством и охотой. Гомо сапиенс, кстати, уже тогда перегнал по численности все виды млекопитающих. И, видимо, тогда уже был первый спад численности людей на планете. Пришлось срочно изобрести земледелие и заняться одомашниванием диких животных (сегодня в мире число голов крупного рогатого скота превышает 2 млрд.; это находится далеко за пределами численности их диких собратьев).

В общем, информация — хорошо, а кушать все равно хочется!

Глобализация глобализацией, но хотелось бы узнать, что будет с населением той или иной конкретной страны, или уж по крайней мере с той или иной расой. На заседании Никитского клуба и Европейского делового конгресса прозвучали и такие оценки.

«Белая раса достигла пика к 1925-му году, — подчеркнул Владислав Галецкий. — Тогда — треть населения земного шара; сейчас — откат как в доколумбову эпоху». По мнению Галецкого, в современном мире существуют две территории, от развития которых зависит будущее белой расы — Австралия и Азиатская территория России.

«Мир может быть процветающим уже без европейской цивилизации, — не исключает такого сценария развития доктор экономических наук Александр Акимов, заведующий отделом экономических исследований Института востоковедения РАН. — Ресурсы и население — первая проблема. Китай обладает сельхозтерриторией в расчете на одного человека — 6 соток; у нас — это для игры в сельское хозяйство, там — для жизни. Делиться нас заставят».

В этой связи, возможно, самый интригующий вопрос — а кто именно и как заставит нас делиться? Ведь глобализация — это мир, где участь правительств — принимать все меньше и меньше решений. Но кто тогда будет принимать решения?

Некоторые исследователи предлагают для разрешения этих коллизий стратегию «недестабилизирующего неравенства», воспитание некоего «Хомо Интернэшнл», человека интернационального, в условиях глобализации и «персонификации» международных отношений. Однако, как точно подметила кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии МГИМО Надежда Федотова, главная проблема — определить, какое неравенство является стабилизирующим или дестабилизирующим.

В современном мире к «виду» человека интернационального относятся несколько категорий людей: дипломаты, бизнесмены, туристы, террористы. «По оценкам, их — 50 млн. человек на Земле, — подчеркивает Федотова. — Страновые и цивилизационные специфики рациональности остаются. Для западника сообщения Дэн Сяопина — демагогия. Английским языком как родным владеют 10 % населения Земли; «мандарин чайниз» (китайский) — родной для 16 % населения. Это слабые основы для глобализации. Отсюда — теория глокализации»…

В стиле noire дискуссию подытожил президент Фонда «Династия» Дмитрий Зимин. «Никто не доказал, что человеческая цивилизация есть фактор, не имеющий предела существования, — считает почетный президент ОАО «Вымпелком». — Ничем не обоснованное желание жить. Если наша цивилизация выживет, то это будет такое же чудо, как зарождение жизни».

Кому не нравится такая радикальная постановка вопроса, могут утешаться сдержанным оптимизмом Сергея Капицы: «Я думаю, что у человечества есть будущее». Тем более что за Капицей по крайней мере — математика.

Мировой демографический переход 1750 – 2100 гг. Годовой прирост населения, осредненный за декады. 1 – развитые страны; 2 – р
Мировой демографический переход 1750 — 2100 гг. Годовой прирост населения,
осредненный за декады. 1 — развитые страны; 2 — развивающиеся страны.
Источник: С. П. Капица «Информационное развитие общества,
демографическая революция и будущее человечества», 2006 г.
 

Единственные люди в мире

Кровные родственники, заблудившиеся в дебрях глобализации
 
Художник Мэлвин Грант, «Девочка на буйволе»
В истории человечества полные изоляты довольно редки, но были периоды
преобладания относительной взаимной изолированности, особенно в горных областях
и в состоящих из мелких островов архипелагах.
Художник Мэлвин Грант, «Девочка на буйволе»

Однажды в зоопарке г. Финикса (Аризона, США) один из авторов этой статьи стоял у вольера слона рядом с очень симпатичным семейством. Глава семьи был пожилым атлетичным негром, уже сильно седеющим, очень темным, с волевым интеллигентным лицом. Жена его была очень светлая моложавая блондинка лет под 50. С ними была, рыженькая девушка около 20 лет, очень похожая на мать, явно ее дочь от предыдущего брака, очаровательная мулатка-подросток 14 — 15 лет, общая дочь этой пары, и мальчуган-вьетнамец лет десяти, усыновленный, общий баловень всего семейства. Судя по всему, это была вполне благополучная семья, им нравился слон, нравился этот летний день, нравилось быть вместе, и лица их сияли открытыми и приветливыми улыбками.

Нельзя сказать, что это была типичная американская семья, но все же семей, подобных этой, в современных США немало. Их растущее число отражает процесс глобализации нашего мира, в ходе которой становятся все менее значимыми национальные и расовые перегородки, и люди разных стран, народов, рас, вероисповеданий все свободнее общаются друг с другом, вплоть до того, что почти повсеместно распространяются всевозможные смешанные браки.

Однако подобная открытость и свобода общения существуют не всегда и не для всех.

Юрисдикция племени хопи

В 300 км севернее Финикса, с его космополитической атмосферой, этническим и расовым многообразием, находится высокогорная резервация индейского племени хопи (около 7 тыс. чел.), со всех сторон окруженная низинными землями индейской резервации навахо (200 тыс. чел.). Если о навахо никак нельзя сказать, что они живут в изоляции, то к хопи такое определение вполне применимо. Попав туда через несколько месяцев после встречи в зоопарке, С. Арутюнов нашел там помимо самих хопи десятка два навахо и представителей других индейских племен, состоящих в смешанных браках с хопи, и одного белого американца, учителя местной средней школы, живущего там одиноко уже лет 20 (сын его женат на индеанке и вполне вписался в племя).

У въезда в резервацию стоит деревянный щит с надписью: «Пересекая эту черту, вы попадаете под исключительную юрисдикцию племенного совета хопи и его судов». Конечно, в случае убийства или особо крупного грабежа сюда нагрянут федеральные следователи, но таких случаев здесь не было уже много лет, и, соответственно, ни одного федерального чиновника здесь давно никто не видел. Часть хопи — христиане (протестанты или католики), но большинство отправляют традиционные обряды культа духов предков. На время таких обрядов у въезда в село ставится щит с просьбой к туристам (которых вообще бывает не очень много) воздержаться от посещения данного селения.

Хопи пасут немного овец и коз, сажают кукурузу и фасоль. Едят испеченный на камнях тонкий, как папиросная бумага, хлеб «пики», сине-серого цвета (его делают из чернозерной кукурузы), блюда из тыквы и фасоли, характерные вообще для индейской кухни Юга США. Немало потребляют и покупных продуктов, одежда и утварь тоже покупные. У них есть радиоприемники, у многих автомашины, у некоторых телевизор.

Основной источник их денежного дохода — художественное ремесло: расписная керамика, плетение, имитации традиционных обрядовых кукол качина, но более всего ювелирные изделия из серебра с чернью — броши, пряжки, шкатулки, застежки шнурковых галстуков боло и т. д. Их охотно покупают туристы, но еще более — оптовики. Потом в салонах Финикса и других городов США эти вещи продаются втрое-вчетверо дороже, чем в сельской лавчонке в резервации. Так что, с одной стороны, хопи, как и другие племена резерваций, вовлечены в рыночный процесс глобализации, с другой — очень ревниво охраняют свою особость, язык, изолированность, обряды, верования, традиции, патриархальный уклад жизни.

Такие относительно небольшие сообщества людей, во многом изолированные от окружающего мира, ограничивающие свои семейные, брачные, общественные контакты узким кругом собственного племени, этнологи называют изолятами.

Парадокс «Баунти»

В истории человечества полные изоляты довольно редки, но были периоды преобладания относительной взаимной изолированности, особенно в горных областях и в состоящих из мелких островов архипелагах. С другой стороны, очень дальние странствия и контакты имели место и в самые давние времена.

Палеолитическая стоянка Мальта в Прибайкалье дала образцы развитого искусства (резьбы по кости мамонта) 20-тысячелетнего возраста. На одной пластине изображена кобра. Ближе чем в 3000 км отсюда кобры никогда не водились, а южнее Прибайкалья нигде не водились мамонты. Значит, был человек, который видел кобру, скажем, в Южном Узбекистане, прошел 3000 км, дошел до Байкала и здесь по памяти вырезал ее на кости!

Пожалуй, наиболее близкую к полной изоляции модель существования можно было еще недавно наблюдать у папуасов-горцев о-ва Новая Гвинея. Небольшие группы деревень в какой-либо долине жили, по существу, еще в каменном веке, снабжая себя всем необходимым, включая орудия труда и утварь (одежда у них почти отсутствовала); «белых людей» они не видели вообще, а с племенами соседних долин только воевали. Но сегодня войны прекратились, понемногу начинается возделывание коммерческих культур, появились железные орудия, алюминиевая посуда, транзисторные радиоприемники, так что изолированность уменьшается.

Изолятами являются общины, населяющие мелкие острова Океании, особенно коралловые. Сюда не летают самолеты, а суда заходят пару раз в год — доставить необходимые товары и почту и забрать урожай копры (ядра кокосового ореха) — единственного здешнего коммерческого продукта. При большой рождаемости отсюда идет постоянный отток молодежи, уезжающей в Америку, Австралию, Новую Зеландию в поисках работы и лучшей жизни.

Самый известный из таких изолятов — о. Питкэрн в южной части Тихого океана площадью около 5 квадратных километров и с населением 60 — 70 чел. Этот необитаемый ранее островок был заселен в 1790 г. взбунтовавшимися моряками с британского корабля «Баунти» и привезенными ими с собой женщинами-таитянками. В ходе бурных «выяснений отношений» между новопоселенцами единственным живым мужчиной остался Джон Адамс; несколько уцелевших таитянок стали его женами.

Современные питкэрнцы (самый малочисленный в мире этнос) — потомки этой микрогруппы, европолинезийские метисы, говорящие на питкэрнском креольском языке (англо-таитянском жаргоне); по религии — адвентисты седьмого дня; занимаются земледелием и ремеслом. Понятно, что все население острова — кровные родственники; однако никаких признаков «вырождения» у них не наблюдается. Таким образом, двухсотлетняя история питкэрнцев не дала аргументов в пользу бытующего мнения о вреде родственных браков.

Некоторая часть жителей Питкэрна, в основном в 1930-е гг., предпочла переехать в Австралию и Новую Зеландию, но их потомков уже нельзя считать питкэрнцами.

Несколько сот лет назад небольшая группа мужчин и женщин канадских эскимосов, заблудившись на охоте, попала на самый север Гренландии. Когда их потомков, полярных эскимосов, нашли там европейские моряки (в начале XIX в.), выяснилось, что эти люди не только утеряли многие достижения общеэскимосской культуры, но и вообще забыли о своих предках и думали, что они — единственные люди в мире.

Резус-отрицательные баски

Изоляты имелись и в Азии (например, в горах Афганистана и Памира), и в Африке (охотничьи племена пигмеев в экваториальных лесах), и в Америке (огнеземельцы). Повсюду их отличает особый, только им свойственный, непохожий или мало похожий на соседние язык и более низкий уровень культуры, чем у ближайших соседей, с которыми у них мало или вовсе нет контактов. Но можно сказать, что до Колумба, то есть большую часть своей истории, в течение многих тысяч лет вся Америка была огромным изолятом, не знавшим о существовании остального мира, от которого она была отделена двумя океанами.

Самостоятельно, независимо от народов Старого Света, американские индейцы научились возделывать зерновые (но не пшеницу, как в Евразии, а амарант и кукурузу), разводить мясомолочный скот (но не овец и коз, а лам и альпак), возводить пирамиды и писать иероглифами (в Мексике), плавить медь (в Перу), ткать ткани и т. д. Однако уровень их хозяйственно-технического развития на момент открытия Америки европейцами (конец XV в.) был примерно такой, как в Египте, Месопотамии, Индии или Китае на 4 — 5 тысячелетий раньше.

Есть примеры, когда отдельные государства сами намеренно делали себя изолятами. Япония при династии сёгунов (правителей) Токугава (XVII — XIX вв.) закрыла свои границы почти полностью и каждый год допускала прибытие в единственный открытый порт Нагасаки только нескольких китайских судов и одного (!) голландского корабля. Так сёгуны надеялись избежать проникновения в Японию европейских завоевателей-колонизаторов. К середине XIX в. Япония была все еще культурно и технологически выше Китая, Кореи и стран Индокитая, но уже сильно отставала от Европы (чего в XVI в. еще не было) и лишь в конце XIX в., отказавшись от политики изоляции, сумела преодолеть это отставание. Сегодня почти таким же изолятом, отгородившимся от остального мира, является Северная Корея.

Очень интересный изолят — Баскония, страна басков (север Испании и юг Франции). В период римского владычества на Пиренейском полуострове баски избежали романизации их языка и культуры; они отстояли свою независимость в период арабских завоеваний; многочисленные «волны» великого переселения народов тоже практически не сказались на этнокультурном и языковом своеобразии этого народа. Антропологи же отмечают, что в крови почти каждого третьего баска отсутствует вещество, называемое резус-фактором (то есть они резус-отрицательны). Такой высокой доли резус-отрицательных индивидов нет ни у каких других народов мира.

Изоляты в социальном пространстве

Все вышеприведенные примеры — это изоляты в географическом пространстве. Они изолированы естественными или искусственными границами, которые можно прочертить на карте. Но есть изоляты в социальном пространстве. В нашем обществе таковы, например, цыгане.

По происхождению цыгане — одна из каст Северной Индии, по какой-то причине ушедшая около 1000 лет назад в Иран, затем в Египет и в Византию и оттуда уже расселившаяся по всей Европе. Все население Индии (кроме мусульман и христиан, да и то не вполне) разделено на несколько тысяч больших и малых каст (численностью от десятка тысяч человек до миллиона и более), и каждая каста является более или менее изолированной.

Конечно, в учреждении, университете, на заводе, в автобусе или поезде каждый день общаются представители самых разных каст, и, как правило, никто не спрашивает друг у друга, какой он касты (впрочем, часто это и так ясно из фамилии). Есть жреческие, священнические касты — брахманы: вовсе не все из них служат в храмах, гораздо чаще в госучреждениях, университетах, школах, больницах; есть преимущественно крестьянские касты, касты ремесленников разных специальностей. Есть и десятки бродячих, цыганоподобных каст.

Мужчины касты нандивалла, например, ходят по всей Индии, из деревни в деревню, и водят с собой дрессированных бычков, как некогда в России цыгане водили медведей. Бычки обучены разным забавным трюкам, и нандивалла живут на деньги, получаемые за эти представления. Но их брачный круг, круг личных, приятельских связей ограничен исключительно рамками собственной касты. Да и практически во всех других кастах браки на 98 — 99 % заключаются внутри своей касты, и неформальные, межличностные контакты вне торговой и производственной сферы в основном происходят с людьми своей касты или нескольких близких по статусу каст.

На Ближнем Востоке (Ливан, Сирия, Иордания, Израиль) живут друзы (их около 1 млн. человек). Эта этноконфессиональная группа арабов — типичный социальный изолят. Согласно их религиозным представлениям, души умерших друзов переселяются в тела рождающихся. Принимать в общину людей «со стороны» строжайше запрещено, все брачные отношения осуществляются внутри группы. Руководят ею духовные лидеры — посвященные (уккаль), элита которых — совершенные (аджавид). Даже переезжая на другие континенты (немало друзов сейчас проживают в разных регионах Америки, в Африке, в Австралии), они сохраняют свою отдельность, социальную замкнутость.

В общем-то, социальными изолятами в той или иной мере были и остаются многие этноконфессиональные общности (и особенно секты); для них характерна почти полная, 100-процентная эндогамия (как и для каст). Достаточно вспомнить общины зороастрийцев: гебров — в Иране и парсов — в Западной Индии, разные иудаистские группы (курдистанские евреи, кочинские евреи и бней-Исраэль в Индии, горские евреи Закавказья и Северного Кавказа), мандейцев-арабов — в Ираке, маронитов-арабов — в Ливане, йезидов-курдов (Юго-Западная Азия), коптов (арабы-монофизиты Египта), секты мормонов — в США, меннонитов — в США и Канаде, духоборцев (в Канаде, выходцы из России). Список этот можно продолжать еще долго.

Цивилизационный шок

Изоляты (и географические, и социальные) возникли в процессе развития человечества. Их, если угодно, можно рассматривать как эксперимент, поставленный Природой и Историей: каково жить этносам (обществам) в условиях полной, почти полной или частичной обособленности от остального мира? Как создавать культуру (во всех ее формах и проявлениях), не зная или не желая знать о достижениях других народов? Как обстоят (обстояли) у них дела с прогрессом (во всех смыслах)? Что происходит, когда представители других народов начинают к ним проникать, подчинять, включать в свою орбиту, в конечном итоге — в жизнь мира, всего человечества?

В каждом конкретном случае будет, разумеется, свой особый ответ. Изучить, понять, сформулировать эти ответы — работа историков, этнологов, антропологов, культурологов. Но при всей разнообразной конкретике, при всем множестве ответов бесспорным и общим представляется следующее.

Конечно, в условиях изоляции, отъединенности от остального мира народ (или другая общность: этноконфессиональная, конфессиональная, иная) имеет возможность очень долго (иногда — тысячелетия) оставаться «самой собой», со всей своей спецификой. Но с прогрессом дела у всех изолятов обстоят неважно. Развитие происходит, но в очень медленном темпе (иногда — едва заметном). И если даже о каких-то достижениях «со стороны» им становится известно, они не могут (а часто и не хотят) ими воспользоваться.

И когда такие общества либо сами, в силу разных причин и обстоятельств, выходили из своей изоляции, либо — что чаще — она заканчивалась в процессе проникновения к ним других, более активных, динамичных, сильных народов, им сплошь и рядом приходилось очень непросто, если не очень скверно: цивилизационный шок, колонизация, нередко — геноцид (полный или частичный).

Конечно, в наше относительно гуманное время такие беды еще сохраняющимся более или менее изолированным группам не грозят. Более того, им стараются (в разных формах) помочь войти в мировую цивилизацию, которая все более глобализируется. Удастся ли им сохранить свое лицо, свою особость среди множества других народов и обществ, составляющих человечество?

Сергей Александрович Арутюнов
член-корреспондент Российской академии наук;
Семен Яковлевич Козлов
кандидат исторических наук.

Все три статьи — пример материалистического подхода к рассмотрению глобальных проблем. В его основе лежит тезис, что «Бога нет», а «человек — царь Вселенной, венец природы». Ответить же на вопрос как безумная природа сотворила такого разумного человека материалисты толком не могут — «случайность» и всё тут. По их мнению ворвавшееся в сборочный цех самолётов стихия торнадо может поднять в воздух все детали самолёта и когда эта стихия уйдёт за ворота сборочного цеха, то в нём останется готовый самолёт, собранный стихийным ураганом.

Однако всё больше и больше учёных приходит к выводу о существовании Высшего Космического Разума — Бога. Именно это положено в основу КОБы, в которой убедительно показано существование Творца. Для признания или не признания этого человеку, не знакомому с КОБой, необходимо познакомиться с ней, после чего он может делать свой выбор.

Сейчас же, в отношении этих трёх статей, с позиции КОБы ответы на поставленные вопросы есть.

О том, кто научил людей земледелию, ответ прост. Земледелию людей научил Бог. Механизм получения подобных знаний подробно описан в КОБе. Это же можно сказать и о письменности. В данной короткой заметке можно привести пример такого получения знаний, который знают все школьники. Д. И. Менделеев «открыл» свою знаменитую «периодическую таблицу» во сне! При чём получил её в «готовом» виде.

В религиях механизм получения таких знаний назван «откровениями». Детально об этом механизме надо читать в КОБе.

Теперь, что касается численности человечества. Утверждать, какова должно быть численность человечества, могут только те всезнайки и «авторитеты от науки», которые претендуют на место Бога. Как назвать таких «авторитетов» — пусть посетители сайта думают сам. В Достаточно Общей Теории Управления (ДОТУ) в разделе описания процессов, протекающих в суперсистемах, убедительно показано, что:

  1. Суперсистема создаётся для решения определённых задач.
  2. Если суперсистема не работает на выполнение поставленных задач, то в начале ей идёт подсказка с более высокого уровня иерархии управления. И если после неоднократных подсказок суперсистема не выходит на режим выполнения поставленных задач, то происходит процесс её саморазрушения. Не «разрушения» Свыше, а именно саморазрушения.
  3. Человечество является суперсистемой со всеми вытекающими из второго пункта последствиями.

С этих позиций численность элементов суперсистемы должна соответствовать тем целям, которые перед ней стоят. В отношении человечества — это вопрос о смысле его существования. В КОБе на этот вопрос ответ дан. Но не в окончательном виде, что предполагало бы ту же самую претензию на место Бога во Вселенной, а ответ дан для настоящего текущего этапа развития человечества как суперсистемы. Цель эта — уйти от типов строя психики животных и биороботов, обусловленных рефлексами и привычками людей, и выйти на человечный тип строя психики. Этот тип строя психики предполагает жизнь людей в ладу с природой и Богом. Через этот «лад» Бог и установит необходимую численность человечества. Всё это так же подробно описано в КОБе.

Для тех посетителей сайта, кто в первые вышел на осмысление рассматриваемой темы, можно дать такую «информацию к размышлению». Почему на островах, где аборигены живут в отрыве от т. н. «цивилизации» никогда не наступает «перенаселения»! Ответ прост: они живут в ладу с Природой! Это подтверждает и статья об «изолянтах». Обратите внимание, что в конце статьи говорится о том, что «с прогрессом дела у всех изолянтов обстояли неважно». Однако вопрос: а что можно считать «прогрессом»? Уничтожение людей атомной бомбой — это «прогресс» или нет? Тем не менее надо признать и несостоятельность «изолянтов», поскольку они не живут в суперсистеме, не живут в составе человечества.

Это конечно не означает, что всё человечество нынешней цивилизации должно одеть набедренные повязки и жевать бананы… Конечно нет, просто надо привести всё жизнеустройство людей на планете в такое состояние, при котором не разрушалась бы Природа и Планета. Однако именно это и происходит в нашей сегодняшней технократической цивилизации.

Ну, и конечно, необходимо осуществить то, о чём было сказано ранее: формирование человечного строя психики у всех людей, т. е. у всех «элементов» суперсистемы.

Для тех, кому трудно самостоятельно разобраться сейчас в этих вопросах, мы рекомендуем обратиться к курсу видеолекций академика Петрова К. П. В них доступно излагается достаточно сложная информация.

И последнее. Именно по причине крушения основ всей материалистической науки и крушения авторитетов её «авторитетов», которое произойдёт обязательно при установлении торжества КОБы, сейчас, в наше «просвещённое» время целенаправленно осуществляется её замалчивание и главная роль в этом замалчивании принадлежит официальной «науки» и её «авторитетным учёным». Но безконечно так продолжаться не может, ибо Бог — с нами!

ИАС КПЕ

О публикации

Название: В дебрях материализма
Раздел:Наука
Опубликовано:09.11.2006
Изменено:
Постоянный адрес:http://old.kpe.ru/articles/1608/
Обращений:1187 (0.19 в день)
Сохранить на диск:
Сохранить в формате HTML на диск для оффлайнового просмотра или архива