Исчезнувший народ: кто стоял между людьми и динозаврами?

10 августа в газете «Аргументы и факты» (№ 32), была напечатана статья «Исчезнувший народ: кто стоял между людьми и динозаврами?». В ней автор В. Мартов приводит мнения учёных палеонтологов (занимающихся изучением ископаемых останков доисторических животных), выдвигающих новые (под час фантастические) гипотезы происхождения человека.

Ниже приводим полный текст статьи для оценки её содержания с позиции глобального эволюционного процесса, изложенного в КОБ.

Исчезнувший народ: кто стоял между людьми и динозаврами?

Чудовища к концу своей жизни на Земле могли стать предками человека

Самые первые цивилизации считали своими предками ящеров, вышедших из моря. Ученые же теряются в догадках, кто мог тогда населять Землю.

ЛЕГЕНДЫ об этом ходят давно… Теория «пропавшего звена», будто бы связывавшего огромных доисторических ящеров и человечество, активно обсуждается учеными всего мира уже лет сто, если не больше. Сначала на планете исчезли динозавры, потом появились люди — вроде бы все логично. Проблема в том, что до сих пор никто не может точно сказать: а что же именно случилось в тот период, когда УЖЕ вымерли одни, но ЕЩЕ не было других? Одна из самых популярных версий — в гигантский промежуток времени, когда пропали динозавры (65 миллионов лет назад) и пришли люди (2–3 миллиона лет назад), Землю населяла таинственная раса неизвестных существ…

Чудовища к концу своей жизни на Земле могли стать предками человека

ЭТО довольно странная вещь, — заявил в интервью журналу Nature американский ученый Роберт Мартин, работающий в Палеонтологическом музее Чикаго. — Но факт остается фактом. Первые окаменевшие отпечатки ступней неизвестных двуногих созданий, найденные нами, относятся как раз к тому периоду времени, когда исчезли ящеры. Что это были за создания — какая-либо новая раса или просто появившиеся на пятьдесят миллионов лет раньше человекообразные обезьяны, — я сказать не могу. Хотя, безусловно, у нас уже ведутся споры и обсуждения, а не эти ли «двуногие» постепенно уничтожили всех динозавров, охотясь на них, как на обычную дичь?

В 1961 году экспедиция французского исследователя Сезара Гемана обнаружила в труднодоступном высокогорном районе Конго (пик Маргерита) племя пигмеев «монг» (около 40 туземцев), которые никогда не видели белого человека. Находка дала потрясающие результаты — взяв образцы пигмейской крови, Геман выяснил, что она у них… не горячая. Люди были способны впадать в анабиоз, как ящерицы, при холодной погоде (что, правда, вряд ли им было нужно в африканском климате). Поклонялось племя выточенной из дерева фигуре стоявшего на задних лапах ящера, в котором без труда угадывался… тиранозавр. Вернувшись в Париж, ученый немедленно стал собирать средства на следующую поездку, но экспедиции помешала война в Конго. А через полгода Сезар умер от малярии. Новую экспедицию отправить не удалось — в районе ведутся ожесточенные бои между солдатами и местными боевиками: это уже многие годы не позволяет ученым добраться до туземцев, в жилах которых, возможно, течет кровь динозавров. Если за это время они вообще не исчезли с лица Земли.

В Монголии давно работает «независимая палеонтологическая группа» местной Академии наук, которая сотрудничает с коллегами из США, организуя совместные изучения костей «местных» динозавров. Почему там? Именно в монгольской пустыне Гоби находится самое большое в мире «кладбище» скелетов ящеров, а также огромные «кладки» яиц древних хищников. Согласно одной из версий, разрабатываемой местными специалистами, динозавры к концу своей эпохи не только стали совершенно разумными существами, они также вполне могли быть… далекими предками современного человека.

Людей и ящеров, возможно, связывала «промежуточная раса»

Положение детеныша в яйце динозавра очень напоминает, как расположен ребенок в утробе женщины.

ЕСЛИ вы посмотрите, как детеныш динозавра расположен в яйце, то ахнете — он лежит в такой же позе, как современный ребенок в утробе матери, — говорит старший сотрудник «палеонтологической группы» Хорлогийн Галсан. — Раньше мы рассматривали теорию «пропавшего звена» как связь между динозаврами и птицами. Но теперь размышляем: а почему не быть тому, что существовала «промежуточная раса», нечто среднее между людьми и огромными хищниками? Ведь если подумать, то самые первые рисунки и скульптуры только-только появившихся земных цивилизаций (взять хотя бы Египет, Китай и Южную Америку) изображали людей-ящеров, как правило, появившихся из моря: они считались правителями исчезнувшего царства.

Бог Дагон — человек-динозавр?

Окаменевшие силуэты человеческих ступней находили рядом с отпечатками лап динозавров во многих местах, в основном в Америке — например, в реке Палукси в Техасе и Фишер-Каньоне в Неваде — это вызвало шок и ожесточенные споры: а верна ли вообще теория эволюции? Одни археологи обвиняли других в подделке, те в ответ кричали о невежестве и нежелании «понять очевидное». Профессиональные и любительские экспедиции из США и Канады более сотни раз за последние пять лет посещали храмы давно исчезнувшей индейской цивилизации Тиауанако на территории современной Боливии, где каменные скульптуры изображают людей в чешуе — древние индейцы (по некоторым предположениям, империя Тиауанако была основана 15 тысяч лет назад) называли их основателями своего государства. Более того, сразу три индейских племени в боливийских джунглях до сих пор именуют себя «люди-ящерицы».

Бог Дагон — человек-динозавр?

65 миллионов — просто гигантский промежуток лет, — сообщил в интервью «АиФ» профессор Британского общества изучения динозавров Джереми Мельфорн. — За это время могло вообще появиться что угодно, о чем мы не знаем. Представьте себе ситуацию: человеческое общество, не дай бог, погибнет в результате падения чудовищного метеорита или ядерной войны. Так вот, через миллион лет спокойно образуется другая раса — и она может точно так же исчезнуть, а после нее возникнут новые цивилизации, которые не будут ничего знать о предыдущих. Таким образом, теоретически после динозавров и до появления современного человека запросто могла существовать неизвестная современной науке раса двуногих существ, являвшихся родственниками ящеров или просто отдельным видом. Не исключено, что они жили в воде (отсюда и древние легенды об атлантах), после чего были уничтожены либо элементарно вымерли. Период после исчезновения динозавров и перед появлением людей изучен крайне мало: практически нет никаких свидетельств, что именно тогда происходило.

Некоторые черепа ящеров, найденные при недавних раскопках в Гоби, заставили вздрогнуть ученый мир — у маленьких хищников в самом конце «царствования» динозавров на Земле появилось намного больше пространства для мозга, фактически он увеличился в два раза. Эта новость повлекла за собой шквал интервью и обсуждений. Высказывались мнения, что ящеры могли даже «переговариваться» друг с другом на своеобразном «наречии». Так кто же населял Землю после гибели динозавров 65 миллионов лет назад, до того, как на ней появилась человеческая раса, — полулюди-полуящеры, человекообразные обезьяны или таинственная народность амфибий? Неизвестно. Ведь «пропавшее звено» не найдено до сих пор…

КСТАТИ

ЕЩЕ двести лет назад динозавров вообще не изучали. Даже когда в 1769 году во Франции были найдены окаменевшие яйца доисторических рептилий с детенышами внутри, на это никто не обратил внимания. По-настоящему изучение началось только ближе к середине XIX века, когда британский ученый Ричард Оуэн придумал слово «динозавр» (в переводе с латыни — «ужасный ящер»). По найденным останкам очень скоро удалось воссоздать «портреты» чудовищ: самые огромные существа достигали роста в 40 метров (примерно с 12-этажный дом) и весили под 80 тонн. Теории о гибели динозавров появляются с завидным постоянством, однако большинство специалистов считают, что зверей погубило падение на Землю гигантского метеорита величиной до 10 километров в диаметре. На Земле и сейчас живут «потомки» и «родственники» ящеров, сохранившиеся спустя миллионы лет, — это крокодилы, акулы и черепахи.

Виктор МАРТОВ
Коллаж Андрея ДОРОФЕЕВА

Название: Исчезнувший народ: кто стоял между людьми и динозаврами?
Опубликовано:16.08.2005