Миф о Ваньке-дураке
Считается, что русский обыватель испокон века был неграмотным. К. Кудряшов в своей статье «Школьные века чудесные» (АиФ от 28 сентября 2005 г.) утверждает обратное, доказывая, что это не более чем миф, пущенный в хождение европейцами, бывавшими в России. Академик А. Цирульников считает, что уже в XV — XVI вв. каждый шестой русский крестьянин был грамотным, а в Москве читать и писать умела треть населения.
Со времён Ивана Грозного по установлениям Стоглавого Собора 1551 г. упоминаются существовавшие и до этого церковно-приходские начальные училища. Затем ещё Борис Годунов в начале XVII века высказывал идеи об основании в Москве университета, задолго до Ломоносова.
После смуты сформировалась система начального образования, в которую входили частные училища при домах священников, в которых обучались дети и богатых, и бедных. Кстати, тогда существовали неписаные правила поведения, по которым за кляузничество, наушничество и другие проступки детей наказывали розгами или палками. Итак, очевиден факт, что грамотность в Московии в течение XVI — XVII веков значительно возросла, и что немалая доля русских крестьян в это время была грамотной.
ИАС КПЕ