Сохранить в формате HTML на диск для оффлайнового просмотра или архива

Отмывать — не обналичивать

Так называется статья, напечатанная в «Парламентской газете» 26.10.06 г. Эту статью мы полностью выносим на сайт, дабы активисты КПЕ и просто посетители сайта имели возможность ознакомиться с ней и быть в курсе событий.

Отмывать — не обналичивать

РАДИК ВАХИТОВ

Такого громкого банковского скандала страна давно не знала: группе российских кредитных организаций удалось «отмыть» около 7 млрд. долларов! В основном это были деньги от проведения незаконных финансовых операций и хищения бюджетных средств. Большая часть баснословной суммы была выведена на счета подставных фирм за границу — в Грузию, Латвию, США, Германию, Австрию, Литву, Израиль, Швейцарию.

«Отмывочный» процесс организовали восемь небольших банков, названия которых мало кому знакомы. Взять под колпак всех разом не получилось, клубок махинаций распутывали постепенно. Некоторые из них были лишены лицензий год-полтора назад, остальные в этом году. Раньше всех, в декабре 2004 года, прикрыли банк «Родник». Эта кредитная организация, потеряв, видимо, чувство реальности, обналичила 75 млрд. рублей при капитале всего в 20 млрд. рублей. Этот «чудо» банк обогнал по выдаче наличных денег даже Сбербанк! У «АКА-Банка» лицензию отозвали в феврале прошлого года: в нем резко возрос объем операций по выдаче наличных узкому кругу клиентов (только за два месяца было выдано около 67 млрд. рублей и 289 млн. долларов). В том же году закрыли другую лавочку — «ВЕК-Банк» — за нарушения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Несколько других банков лишили лицензий совсем недавно, в августе и сентябре этого года.

Клубок распутан, но неприятный осадок остался. МВД ищет уведенные за рубеж деньги, а председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин призывает проверить всех, кто причастен к делу. Ликвидировать систему пытаются давно. Возникла она в начале 90-х годов с появлением рыночных отношений, частных коммерческих структур и банков. В цене были наличные деньги, получить их хотели все: фирмы, их партнеры и криминал, выполнявший функцию «крыши». Схемы разные. Например, компания переводит деньги на счет другой фирмы за якобы выполненную работу. Та забирает деньги со счета в банке и, оставляя себе часть средств, остальную сумму передает компании, переведшей деньги. Другой способ легализации средств — создание фирм-однодневок. Так, один из московских банков обналичил 7,2 млрд. рублей с использованием 30 таких фирм! Зачастую деньги обналичивают по поддельным документам, украденным паспортам россиян и жителей стран ближнего зарубежья. К примеру, 15-летняя москвичка в 2004 году получила 1,3 млрд. рублей наличными. Как потом выяснилось, девушка потеряла паспорт, а кто-то им воспользовался в своих целях. Лица, занимающиеся отмыванием, как правило, имеют хорошую юридическую поддержку, и сомнительная операция часто состоит из нескольких абсолютно законных.

В 90-х «прачечный» процесс приобрел массовые масштабы. Это привело к тому, что в 2000 году Международная организация по борьбе с отмыванием «грязных» денег (FATF) занесла Россию в «черные списки» стран, где незаконно полученные доходы «отмываются» беспрепятственно. В отношении российских финансовых учреждений стали применяться различные дискриминационные меры. Нельзя сказать, что в нашей стране ничего не делалось. В 1999 году Россия подписала международную Конвенцию «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности», которая обязывает совершенствовать национальные законодательные механизмы в области борьбы с «отмыванием» денег. Правительство также создало Федеральную службу по финансовому мониторингу (ФСФМ), которая стала уполномоченным органом по противодействию отмыванию доходов. Организация получает, систематизирует и анализирует информацию о финансовых операциях. При наличии достаточных оснований, свидетельствующих, что финансовая операция связана с легализацией доходов, полученных преступным путем, ФСФМ направляет материалы в правоохранительные органы. Кроме того, был принят Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». В документе был определен перечень операций, подлежащих обязательному контролю, а также организаций, которые обязаны информировать уполномоченный орган об этих операциях (банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые и лизинговые компании, организации почтовой, телеграфной связи, ломбарды).

Активность России была вознаграждена: в 2002 году нашу страну исключили из «черного» списка, а еще через год она стала полноправным членом FATF. Чиновники не сидели сложа руки. В 2004 году ЦБ РФ провел 2592 инспекторские проверки на предмет исполнения банками законодательства по противодействию отмыванию преступных доходов против 1699 в 2003 году. Результаты этих проверок свидетельствовали о том, что банки усиливают работу по противодействию отмыванию преступных доходов. Так, в 2004 году банки направили в ФСФМ 2 млн. сообщений о подозрительных операциях против 950 тысяч сообщений в 2003 году и 350 тысяч в 2002 году. Но в то же время объемы «черного нала» не уменьшались. По данным Центробанка, количество нарушений в банках, выявленных в ходе проверок, по итогам 2004 года выросло по сравнению с 2003 годом на 40 процентов. В 2004 году представитель Министерства финансов Владимир Объедков заявил, что каждый четвертый российский банк подозревается в незаконных финансовых операциях.

В 2004 году первым из российских банков, лишенных лицензии по обвинению в отмывании денег, стал Содбизнесбанк. По данным ЦБ РФ, в течение 2003 года граждане-нерезиденты сняли со счетов этого банка почти 400 млн. долларов. Следом за ним отозвали лицензию у «Кредиттраста», который, кстати, также принадлежал владельцу Содбизнесбанка. Два этих банка входили в четверку лидеров по обналичиванию валюты. Благодаря выводу их с рынка объем обналички сократился вдвое. Тем не менее, борьба с «отмыванием» денег в стране осталась актуальной.

По словам директора департамента финансового мониторинга и валютного контроля Центробанка Елены Ищенко, две трети российских банков замешаны в отмывании денег. В 2005 году ЦБ проверил 797 кредитных организаций, и в 90 % случаев к банкам возникали вопросы в связи с противодействием легализации доходов. За год ЦБ наложил 284 штрафа, в 238 случаях принял решение о запрете проведения банками отдельных видов операций, выдал 373 предписания об устранении выявленных нарушений, а в 14 случаях отозвал лицензию с формулировкой «за неисполнение закона о противодействии отмыванию преступных доходов». Это в семь раз больше, чем в 2004 году.

В этом году ЦБ отозвал уже лицензии у 49 коммерческих банков на основании информации МВД России. Большинство из них лишилось права на осуществление операций либо по подозрению в отмывании денег, либо за сомнительные операции с наличными, остальные — за недостоверную отчетность и неоправданно рискованную кредитную политику. В частности, у «Торгово-инвестиционного Банка», ВИП-Банка, ИФКО-банка и «УниверсалСтройБанка» лицензии отозваны за нарушение закона о противодействии отмыванию денег, а также масштабную «обналичку» средств.

Недавно «черный список» ЦБ пополнили 35 кредитных учреждений московского региона. Всем им «светит» печальная перспектива отзыва лицензий. О каких именно банках идет речь, представитель Центробанка Константин Шор, сообщивший эту новость, по понятным причинам предпочел не говорить. По мнению экспертов, в список попали в основном банки, подозреваемые в отмывании «грязных» денег. Сам Константин Шор не уточнял, в чем состоит их проблемность, только отметил, что «в московском регионе сосредоточено более половины всех российских банков — 615. Тридцать пять из них находятся под „плотным надзором“ Центробанка». По мнению специалистов, это может означать, что данные кредитные организации фактически стоят в очереди на ликвидацию.

По словам депутата Госдумы Александра Лебедева, «в черном списке ЦБ должно быть не 35 банков, а гораздо больше. Сегодня затраты на содержание банка в среднем составляют 5 млн. долларов в год. Чтобы выжить при нынешней марже на чисто банковских операциях в несколько процентов, банк должен располагать активами не менее 100 млн. долларов. В эту категорию попадают максимум 400 банков. Получается, остальные 800 банков живут за счет доходов иного рода».

Каково оптимальное число банков, недавно подсчитали в Центре экономических исследований Московской финансово-промышленной академии (МФПА). В исследовании экспертов говорится, что «отечественное банковское сообщество разделено на две части. Руководство крупнейших банков считает, что число банков у нас избыточное, и его нужно сокращать. Представители банковских ассоциаций, защищающие интересы мелких региональных банков, отстаивают их право на существование». Специалисты Центра, проанализировав банковский сектор 55 стран, пришли к выводу, что на число банков в стране больше всего влияет размер территории, численность населения и ВВП на душу населения. «Исходя из международных закономерностей, равновесное число банков в России должно находиться в диапазоне 180 — 220 банков. Остальную тысячу банков можно считать избыточной, историческим наследием либерализации начала 1990-х гг.», — резюмировали эксперты.

ЦБ уже давно взял курс на очистку банковского рынка России от небольших кредитных организаций. Напомним, что со следующего года вступит в силу закон, по которому банки должны иметь уставной капитал не менее 5 млн. евро. Законодатели предусмотрели переходный период: банки, имеющие капитал ниже установленной планки, смогут работать, но обязаны поддерживать его на уровне не ниже зафиксированного на 1 января 2007 года. Нарушение этого требования в течение трех месяцев подряд повлечет отзыв лицензии.

Продолжится и работа над совершенствованием законодательства по противодействию отмыванию незаконных доходов. По словам главы ЦБ РФ Сергея Игнатьева, работа уже ведется в Национальном банковском совете. В число предлагаемых поправок в законодательство войдет и перечень операций, которые подпадают под «сомнительные». Кроме того, ЦБ ужесточила требования к идентификации клиентов банков. С 30 октября кредитные учреждения будут обязаны сообщать в ФСФМ обо всех операциях на сумму от 30 тысяч рублей. Теперь даже при оплате жилья, коммунальных услуг и связи, а также при расчетах с бюджетами всех уровней, банк должен будет интересоваться данными паспорта клиента, миграционной карты, адресом места жительства, регистрации или пребывания, а также ИНН, контактным телефоном и факсом. В Госдуму также внесен законопроект, который вводит запрет на профессию сроком до пяти лет за «отмывание» денег. Как считают разработчики документа, применять такую меру к банкирам необходимо потому, что «отмывка» денег невозможна без участия руководителей банков, которые, как правило, уходят от ответственности и продолжают занимать высокие должности в других кредитных организациях.

В апреле следующего года FATF проведет масштабную проверку российских банков. Это никак не связано с недавним «отмывочным» скандалом. FATF рекомендовала всем странам, входящим в организацию, внести в законодательство около 40 норм, регламентирующих работу банков в части отмывания доходов. Пока ни одна из этих 40 норм не внесена в российское законодательство. Но, как ожидается, некоторые рекомендации все-таки будут приняты. В частности, банкам будет предоставлено право отказывать клиентам в открытии счета или в проведении операции без объяснения причин.
 

А КАК У НИХ?

«Отмыванием» денег называют процесс сокрытия сомнительного источника финансовых средств и превращение их в легальные. Изначально все международные договоренности подразумевали под «грязными» деньгами те, что были получены от наркобизнеса. Но поскольку организованная преступность часто занимается многими видами преступной деятельности параллельно, со временем сюда стали относить все деньги, полученные преступным путем. В мировой практике к источникам «грязных» денег в настоящее время принято причислять мошенничество, шантаж, терроризм, наркобизнес, коррупцию…

Россия не единственная страна, где «отмываются» незаконно полученные деньги в больших масштабах. Голландские эксперты из известной Школы экономики Утрехта провели исследование и выяснили, что в Австрии, Швейцарии, Франции, Германии, Нидерландах и Люксембурге объемы «отмываемых» денег не меньше, а то и больше. Почти половина «грязных» денег происхождением из США, далее следуют Каймановы острова, Италия, Россия, Китай и Германия. Только в Австрии, которая в этом списке на 15 месте, в год отмывается 48 млрд. долларов. В Китае, например, виновными в отмывании денег признано более 600 банков и финансовых компаний. По данным Центрального банка Китая, объемы «отмывания» денег в стране достигли в прошлом году 50 млрд. долларов.

Каков этот показатель в России, неизвестно. По данным Росфинмониторинга, объем теневых денег в экономике страны составляет около 400 млрд. рублей. Но, скорее всего, в реальности эта цифра выше.

Как показало исследование, проведенное голландцами, в мире в целом в год отмывается до 2 трлн. 800 млрд. долларов «грязных» денег. Эта цифра соответствует оценкам Международного валютного фонда, согласно которым от 2 до 5 % мировой экономики находится в тени.
 

ПАВЕЛ МЕДВЕДЕВ

ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ГОСДУМЫ ПО КРЕДИТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ И ФИНАНСОВЫМ РЫНКАМ, ГЛАВА ПОДКОМИТЕТА ПО БАНКОВСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, ФРАКЦИЯ «ЕДИНАЯ РОССИЯ»


Преступная группа не «отмыла», а, наоборот, «испачкала» деньги, потому что отмыванием принято считать внедрение в легальную банковскую систему средств, которые приходят извне, из «черного» оборота. А здесь из банка извлекли деньги — это не является отмыванием, а называется обналичивание. К сожалению, термин «обналичивание» или «обналичка» приобрел негативный оттенок, хотя сам по себе процесс преступлением не является.

Трудно придумать какие-то изменения в банковское законодательство, которые бы повлияли на процессы, происходящие, очевидно, вне банков. Ведь уходят от налогов не банки. Банк — лишь инструмент в незаконных махинациях. Но, к счастью, есть очень простой и эффективный способ бороться с выводом средств из-под налогообложения, который мы почему-то до сих пор не можем применить. Для того чтобы вывести деньги из-под налогообложения, как правило, используется либо фирма-однодневка, либо физическое лицо, которое не предъявляет свой настоящий паспорт. Для того чтобы зарегистрировать фирму-однодневку, обязательно нужен подложный паспорт. Кстати, в случае того громкого обналичивания, тех самых 7 млрд. долларов использовался паспорт человека, которого уже несколько лет не было на свете.

Невозможно было бы предъявить фальшивый паспорт, зарегистрировать на него фирму, если бы в налоговых органах и в банках, как уже два с лишним года положено по закону о борьбе с отмыванием «грязных» денег, был полный список «плохих» паспортов. Почему-то этого списка до сих пор нет.

Что касается финансовой разведки, то Федеральная служба по финансовому мониторингу берет на себя функции, которые возложены на нее по закону. К сожалению, по закону на нее возложены обязанности пропускать через себя море так называемого белого шума — так в статистике называется огромный поток информации, в котором днем с огнем едва можно найти что-то содержательное, действительно ценное.

К сожалению, наш закон написан под давлением РАТР, международной организации, которая борется с отмыванием «грязных» денег. Мы приняли такой закон, по которому банкиры и прочие люди, которые имеют дело с деньгами, должны сигнализировать ведомству Виктора Зубкова не о подозрительных операциях, а обо всех тех, которые удовлетворяют положениям закона, а их огромное количество. Виктор Зубков при своей личной очень высокой квалификации и добросовестности, прекрасной команде, которую ему удалось набрать, захлебывается в информации. Удивительно, как при таких условиях ФСФМ все же ухитряется справляться со своими обязанностями и вылавливает и тех, кто «отмывает», и тех, кто их «загрязняет».
 

АЛЕКСЕЙ МИТРОФАНОВ

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ГОСДУМЫ ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И ГОСУДАРСТВЕННОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ, ФРАКЦИЯ ЛДПР


К проблеме «отмывания» денег нужно относиться осторожно. «Отмывание» — это инструмент, придуманный федеральным казначейством США, для того чтобы блокировать какую-то часть денег, которые американцы выпустили за границу. Американцы за последние 15 лет фактически в 20 раз увеличили объем средств в виде наличности и в форме казначейских бумаг — навыпускали на 10 триллионов долларов наличных и на столько же государственных ценных бумаг, огромную массу средств влили в мировую экономику. Всем известно, что главный товар их экспорта — доллары. Дальше, после того, как деньги влиты в обращение, американцы периодически через систему борьбы с «отмыванием» накрывают какие-то деньги, блокируют их обращение. Они играют в свои игры, им выгодные. Сначала деньги запускают, а потом у ненужных им людей средства блокируют, а у нужных людей эти деньги оказываются. Они разыгрывают глобальную игру. Нам играть, как Петрушки, кричать: «Мы тоже играем в «отмывание» и тоже блокировать схемы часто по американским наводкам, указаниям, — зачем? С «отмыванием» надо бороться, но очень осторожно, в своих интересах, нужно блокировать деньги тех, кто нам не нужен, а тех, кто нам нужен, не блокировать. Если этими деньгами снабжали Грузию — надо блокировать, а если они идут в Белоруссию — нет.
 

АЛЕКСАНДР ЛЕБЕДЕВ

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ГОСДУМЫ ПО ДЕЛАМ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ И СВЯЗЯМ С СООТЕЧЕСТВЕННИКАМИ, ФРАКЦИЯ «ЕДИНАЯ РОССИЯ»


В Государственную Думу внесен законопроект об ограничении на трудовую деятельность лиц, уличенных в «отмывании» денежных средств. Он предлагает внести соответствующие поправки в Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» и Уголовный кодекс РФ. Согласно законопроекту, предусматривается административное наказание в виде дисквалификации до 5 лет для сотрудников финансовых учреждений, которые своевременно не предоставляют компетентным органам информацию о сомнительных сделках. Если же установлено, что менеджмент банков сознательно занимался отмыванием денег, к уже установленным штрафам и лишению свободы предусматривается дополнительное наказание в виде восьмилетнего запрета работать в финансовой сфере. После убийства первого зампреда ЦБ РФ Андрея Козлова очищение банковского сообщества, в том числе через запрет на профессию, стало для нас делом чести.
 

МЕЖДУ ТЕМ

Ассоциация региональных банков России направила в Комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам предложения банковского сообщества по совершенствованию законодательных актов и нормативных документов Банка России в области противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.
 

ПОДГОТОВИЛА ОЛЬГА ЗЕНЬКОВИЧ

В заключении от себя добавим, что все предлагаемые «механические» меры по наведению порядка типа «спецконтроль за спецнадзором» серьёзных результатов на длительную перспективу не дадут. Единственно возможным решением данной проблемы может быть только путь изменения нравственности людей. Этого возможно добиться лишь изменением концепции развития страны с несправедливой на справедливую концепцию жизнеустройства (КОБ), что предполагает уход людей от животного строя типа психики и строя биоробота-зомби, и формирование человечного строя типа психики. Как это сделать — предложено в программе КПЕ, а обосновано в её теоретической платформе — КОБе.

ИАС КПЕ

О публикации

Название: Отмывать — не обналичивать
Раздел:Экономика
Опубликовано:03.11.2006
Изменено:
Постоянный адрес:http://old.kpe.ru/articles/1602/
Обращений:1084 (0.17 в день)
Сохранить на диск:
Сохранить в формате HTML на диск для оффлайнового просмотра или архива