Сохранить в формате HTML на диск для оффлайнового просмотра или архива

Первоисток славянской веры

«Будеть ото земе наши. Славены племены и роды се бо славихомь
Бозе николиже просящее леже славища сылу иех
и такоже величахомь прщура нашиего сварога кие
пребенде вожды о нои о виеку до конциа»

(Будут оттого земли наши. Славены племена и роды потому,
что славим Богов, никогда ничего не прося, лишь
славим силу их и также величаем пращура нашего Сварога,
который пребудет вождем в нас вечно, до конца)

От редакции:

Академия управления глобальными и региональными процессами социального и экономического развития совместно с волхвами северокавказской общины «Славянское наследие» готовит к изданию в ближайшее время книгу «Первоисток Славянской Веры». В этом номере газеты мы публикуем основные фрагменты работы. Авторский коллектив будет благодарен всем заинтересованным читателям за замечания и предложения и предлагает подключиться к дальнейшей работе в этом направлении.

Славянин — исповедующий Славянскую Веру

Стремительно идёт возрождение интереса к древней Славянской вере. Многими предпринимаются попытки истолкований, объяснений её сути. К сожалению, очень большое число таких попыток привнесло путаницу в определения многих понятий нашей древней веры, в исчисление количества богов, их значимости и т.п. Эти отступления от первоистока во многом были обусловлены исторически: в различных племенах (венеды, скотичи, анты, боть, борусы и др.) при передаче основ веры друг другу и последующим поколениям, в силу особенностей населяемой местности, уклада жизни, быта, влияния культур народов, исповедующих другие веры, вследствие изменений в социальном устройстве и т.п., эти отступления от первоистока закреплялись в традициях, усложняясь и видоизменяясь (кстати, всё это стало одной из причин распространения упрощённого христианского вероучения).

Исходя из того, что все известные нам вероучения создавались конкретными людьми (а не богами) на основе их взглядов и представлений о силах, управляющих миром, есть все основания говорить как о первоистоке Славянской веры, так и о её создателе, который, обладая широким кругозором, наблюдательностью, знаниями, разработал и изложил стройную систему миропонимания, переданную в сжатой форме своим современникам и дошедшую до нас.

Благодаря обретению этой Веры, мы стали Славянами, коими являемся по вере, а не этнически. Основополагающий смысл данного слова самодостаточен — «славление» (а не бессмысленное прошение помощи Свыше о благополучной жизни, которая изначально уже дана человеку Свыше).

Славяне — это не национальность, а общность народов, образ жизни, основанный на вероисповедании. Наши пращуры славили единого Бога-Творца и Его ипостаси, славили божественный мир Прави.

Сегодня существует настоятельная потребность обратиться к первоистоку, т.к. выхолащивание сути Славянской веры приводит к полной подмене её основ. Так христиане успешно используют слово «славянин» применительно к себе, что не отражает действительности, а во многих печатных изданиях, например, «Календарь славянской жизни и трапезы» (автор Ляховская Л. П., М., Издательский Дом МСП, 1996), отмечены такие важнейшие народные праздники, как Рождество Христово, Обрезание Господне (любопытно, какими обрядовыми действами наши предки сопровождали этот праздник?). Славянин самодостаточное понятие, завещанное нам предками: человек, исповедующий Славянскую веру!

Праславяне — перунопоклонники

Из сохранившихся сведений нам известно, что наши предки, будучи ещё праславянами (т.е. предшественниками тех, кто обрёл и стал жить по Славянской вере), являлись перунопоклонниками и поклонялись Богу стихий природы — Перуну.

Перун — изначально сама стихия. Он олицетворял собой такие стихии природы, как дожди с громом и молниями, огонь, сильный ветер, вулканические извержения, землетрясения и некоторые другие опасные для жизни людей явления природы. Издревле «перунами» называли вулканические вершины гор и остроконечные выпуклости земной поверхности, включая «выпершие» из земли скальные породы. Непредсказуемость действий Перуна повергала порой человека в страх и ужас, заставляла многочисленные группы племён оставлять насиженные места с плодородными землями и совершать, на первый взгляд, немыслимые по своим масштабам переходы на новые земли. Имел место также и массовый исход перунопоклонников (праславян) с одного континента на другой.

Вот почему при формировании Славянской веры Перун был оставлен Славянами как старый и особо почитаемый Бог (если, конечно, так можно сказать), ибо все Боги Славян носят свой неповторимый облик и являются почитаемыми.

Основатель Славянской веры

Славянская вера формировалась на базе мудрости и знаний, полученных нашими предками через созерцание явлений природы и всего сущего, доступного органам чувств и пониманию человека в процессе его развития. Уровень понимания наблюдаемых явлений и объём знаний постоянно росли, что объективно привело к необходимости объяснения и толкования этих явлений, их обобщения и понимания. Разнородные и разрозненные понятия о явлениях окружающего мира непрерывно систематизировались и упорядочивались, что позволяло сохранять эти знания и мысли в определённых образах для потомков.

Нашим предкам на веру был представлен основной образ, возникший от обоготворения Творца Единого, Создателя всего. Бог Единый, Создатель у славян это Сварог («сварганивший» этот мир). В понимании наших предков Создатель (Сварог) существовал и до них, а не вышел из среды человечества! То есть Сварог — это надмирная реальность. В Славянской вере эта надмирная реальность выражена также Триглавом «Правь — Явь и Навь», а почитание и обожествление Его творений и проявлений (проявлений Создателя в различных ипостасях) также были представлены через определённые образы и обожествлены.

Решился на такое обобщение всех накопленных на тот момент знаний и представлений о Мирозданьи, а также на основе собственного понимания полученных Свыше откровений, вполне конкретный человек по имени Дажьбо, родившийся и проживавший на Южном Урале, в селении под названием Сывой. Его мы по праву можем считать основателем Славянской веры, заложившим фундамент в её первооснову. Известно и второе его (уже Славянское) имя — Сварог. Выбрано оно было не случайно, ибо означало таинство творения всего Создателем, которое он назвал — Сварга. Представления основателя нашей веры мы и раскрываем в том виде, в котором они были им оставлены потомкам, и дошли до нас, в частности, в Велесовой Книге.

Мы далеки от мысли, что оставленные предками сведения были изложены на основе знаний и ведания только одного человека. Мы лишь отмечаем, что основателем Славянской веры признано считать Дажьбо (Сварога).

Теперь можно перейти к раскрытию сути первоистока этой веры. Предвосхищая возможное недопонимание, связанное с тем, что данная информация публикуется в печати впервые и не имеет аналогов с общепринятыми ранее изысканиями и догмами учёных, религиоведов, лингвистов, историков и археологов по данному вопросу на протяжении последнего тысячелетия, хотим ещё раз напомнить, что речь будет идти исключительно о первоистоке Славянской веры, а не о многовековой Славянской традиции, которая на протяжении столетий и даже тысячелетий преобразовывалась, деформировалась, а порой и откровенно искажалась под влиянием различных факторов.

Триглавы в Славянской вере: основные и общие

Уже на начальном этапе зарождения Славянской веры люди осмысливали различные явления, осознавали их взаимосвязь и взаимозависимость. Эту взаимозависимость они связывали с существованием какого-то единого управления всеми явлениями, нашедшего своё выражение в признании людьми Единого Бога, Творца, Создателя — Сварога. То есть надо ясно представлять, что наши предки понимали, что существует только один Бог, который управляет всеми процессами во Вселенной. Но перед людьми в разных случаях и ситуациях Он предстаёт в разных ипостасях. Проявления же действий (управления) Бога Единого в различных природных и жизненных явлениях, то есть проявления в различных образах, ипостасях, он «тоже обожествил», назвав Богами. И вот эти-то ипостаси Бога Единого (Сварога), наши предки и называли Богами, осознавая при этом их взаимосвязь с Богом Единым и взаимозависимость всех Богов между собой.

Но этого было недостаточно для полноты описания взаимозависимости и взаимовлияния действий Богов-ипостасей Бога Единого. Так появились Триглавы.

Триглавы выражают целостность вполне определённых процессов, протекающих как во Вселенной в целом, так и в жизни общества. Причём целостность любого процесса или явления рассматривается через принцип двойственности, введённый определением Белобога и Чернобога, которые отражают две противоположные силы и явления как в природе, так и в общественной жизни, однако, тем не менее, являющиеся лишь частями целостного процесса, управляемого определённым образом Сварогом. Некоторые называют это светлой и тёмной силой. Кто-то рассматривает это как положительную и отрицательную энергии. Кто-то как добро и зло. Дажьбо же определил это понятиями Белобог и Чернобог. Этого мы и будем придерживаться в дальнейшем.

Основополагающий Триглав «Правь — Явь и Навь». Через него была выражена наиболее полная мера того, что мы сегодня понимаем под словом Бог, Творец, Род, Абсолют, Создатель и т.п. Этот Триглав даёт ключ к дальнейшему пониманию и правильному восприятию всех составляющих Славянской веры.

Правь есть единый целостный комплекс законов развития Вселенной и всего сущего, подвластный только Богу Единому.

Явь мир, который люди в состоянии ощутить своими органами чувств и проявить его в своём сознании.

Навь мир, существующий в природе, но не доступный нашему восприятию.

Данным Триглавом Даждьбо утверждает, что процесс Творения носит управляемый характер и осуществляется через Правь (управление осуществляется по определенной Богом Мhре). «До того есть Навь, после того есть Навь», — говорит Велесова Книга. «Он знает то, что было до них, и то, что будет после них…» говорит Коран. И то, и другое выражение говорит об информации, неуничтожимость которой утверждал М. А Булгаков: «Рукописи не горят». И, наконец, Навь (Информация) путём управляющего воздействия Прави (Меры) материализуется в Явь (материю).

Триглав «Правь — Явь, Навь» есть ни что иное, как древний аналог современного нам триединства «Мhра-Материя-Информация», являющейся первоосновой, своего рода фундаментом Концепции Общественной Безопасности. Формат газеты не позволяет провести подробный анализ и сопоставление этих очень сложных для первоначального понимания первооснов. Это будет сделано в книге, которая сейчас готовится совместным коллективом волхвов северокавказской общины «Славянское наследие» и Академии управления. Здесь же лишь отметим, что Дажьбо сумел выразить в предельно обобщённых понятиях первооснову Мирозданья, т.е., говоря современным языком, это был величайший философ.

Всегда надо помнить, что Белобог и Чернобог имеются в каждом Триглаве. Тот, кто поймёт это и поймёт суть Триглава «Правь — Явь и Навь», тот сможет разобраться в сути веры наших предков и не останется лишь её слепым поклонником.

Следует также всегда помнить, что Триглавы имеют такую же значимость в Славянской вере, как и Боги Славян.

Следующий из основополагающих Триглавов «Дид — Дуб и Сноп».

Дидом нашим отражён Дажьбо как первоисток. Дубом отражены племена и роды, пребывающие в Славянской вере, от корня до ветвей. Снопом показано единство и сила неразрывная наша. Один славянин — колосок, который можно легко повредить, легко сломать. Колосья, собранные в сноп, разорвать невозможно. Сила нашей веры заключена в понимании того, что есть Высший Разум, являющийся Первоистоком, есть вера в то, что он существует, и есть люди, которые верят этому Высшему Разуму. То есть Славяне верят не В существование такого Разума, а верят Ему непосредственно. Об этой разнице в вере поэтом сказано: «Путь Промысла Его неведом потому, что вера есть В Него, но веры нет Ему». Когда мы предаём родную веру, то разрушаем Сноп и теряем Силу свою. Бессильных, нас начинают уничтожать поодиночке, как колосья, один за другим. Так мы теряем Исток, теряем Корни свои. Следуя предписаниям данного Триглава, мы постигаем мудрость его, приобретая Силу Славянскую.

К основным Триглавам относятся также:

«Вышень — Велес и Стрыб».

Вышень является вершиной двух других составляющих данного Триглава. Велес является олицетворением мудрости и знания, а Стриб его полной противоположностью, т.е. бездарностью и безграмотностью. Следовательно, человек способен постичь вершину мудрости и знания, но может также остаться на всю жизнь крайне бестолковым человеком. Всё зависит от него самого.

«Радогощь — Хорс и Леля».

Радогощь является олицетворением радости жизни. А несёт нам эту радость по жизни мужское и женское начало. Этот неразрывный союз двух противоположных начал олицетворяет радость жизни.

«Крышень — Летиц и Колендо» показывают людям возможность исчисления времени путём установления летоисчисления и календаря, т.е. годичного коловращения Земли вокруг Солнца. Отсюда возникло понятие — Сварожье Коло или колендо (колендарь). Этот Триглав принято называть удерживающим. Только из одного этого Триглава должно быть очевидно, что наши предки обладали высочайшими знаниями, в частности в области астрономии. А оценивая в целом «систему Богов», можно смело утверждать, что Славянская вера соединяла в себе (как это принято говорить сейчас) «науку и религию». В наше время «науку и религию» умело разъединили для реализации принципа «разделяй и властвуй».

«Дажьбо — Сывой и Яр». «Белояре — Ладо и Купало». Эти два Триглава указывают место зарождения Славянской веры и её первоистока. Дажьбо родился и вырос на Южном Урале, в селениях Сывой и Яр. Первыми же Славянами, принявшими эту веру, стали Белояры.

Теперь об общих Триглавах. Их количество со временем увеличивалось, а описание их содержания углублялось в зависимости от развития человека и этноса, исторических событий и т.д. Главным было и остаётся то, чтобы они творились и претворялись в жизнь правильно и не разрушали первооснову Славянской веры. Ведь даже такие незначительные, на первый взгляд, вещи, как, скажем, подмена названия «Славянская вера» на «Славяно-арийскую», «православное Славянство», «ведическое Славянство», могут нанести ей немалый ущерб и рассорить Славян на национальной и религиозной почве, вместо того, чтобы объединить их на основе веры. И такое разъединение славян осуществляется сейчас, по нашему мнению, преднамеренно. Русь всегда с уважением относилась к малым народам, населяющим её, имеющим своё вероисповедание, а сильна всегда была Русь единением всех Славян.

Итак, некоторые Триглавы общие:

«Страдиц — Зерниц и Просиц». В страду необходимо своевременно вспахать, засеять, вырастить и собрать урожай зерна и проса, да так, чтобы его хватило и зиму пережить.

«Студец — Ледиц и Лютец». В студеную пору «управляют»: лёд, покрывающий водоёмы, и лютый мороз, пронизывающий всё живое насквозь. Поэтому необходимо утепляться и рубить проруби в водоёмах.

«Весениц — Живиц и Свентиц». С приходом весны всё в природе оживает и расцветает.

«Милиц — Птичец и Зверенц». Что человеку, живущему в союзе с природой, мило и что он должен оберегать? — Птицу и зверя.

«Дождец — Плодец и Ягондец». Что нам дает дождь? Плоды и ягоды.

«Иръстиц — Цветич и Пчелиц». Рай на земле там, где цветут цветы и пчёлы собирают мёд.

«Водич — Озеренц и Снежиц». Где есть вода? Как в озёрах, так и в снегу.

«Ветриц — Звездиц и Громичь». Что нам приносит ветер? Разогнав тучи, являет взору красоту звёзд. Нагнав тучи, дарит нам грозу.

«Осениц — Соломиц и Листопадич». Осенью мы наблюдаем, как засыпает природа, оставляя нам солому на полях и красоту листопада.

А вот Триглавы, касающиеся других сторон жизни славян:

«Радиц — Родиц и Кровниц». Кому мы больше всего рады в доме? Родичу своему и кровнику своему.

«Мыслиц — Ведиц и Свендиц». Кто является человеком мыслящим? Человек ведающий и просвещённый.

«Спасиц — Ратиц и Чурц». Что может спасти человека от подстерегающей его опасности? Ратная сила его и осторожность.

Изучая окружающий мир, человек обретает каждый день всё новые понятия, вытекающие одно из другого, выявляет для себя новое, что, отражаясь в сознании, требует осмысления и образного, понятийного выражения. Поэтому общих Триглавов может быть бесконечное множество.

Некоторые понятия в Славянской вере

Созерцая какое-либо явление, человек создаёт определённый образ, тождественный явлению. Например, Перун, Бог стихий природы, есть ни что иное, как олицетворение ветра, облаков, грома, молнии и т.д. Всё это в общении между людьми можно выразить только условно. Например, Велеса можно изобразить седовласым стариком с ведами в руках, Перуна — разгоняющим облака и мечущим стрелы. Нужно ли это делать, тема другого разговора.

Имена этим образам и явлениям давались часто путём сложения прилагательного, определяющего их основное свойство, и существительного «Бог». Например, Белобог, Чернобог. В других случаях давалось имя, соответствующее названию образа, и отдельно отмечалось, что это Бог. Это позволяло не путать образы, которые мы прославляем, с образами, являющимися нашими духами и несчастьями.

Для всех этих олицетворений и понятий создавались обрядовые отношения, чтобы человек, зная и учитывая значимость и влияние тех или иных олицетворений, выказывал им почтение подобающим образом, воспитывая и поддерживая тем самым уважительное отношение к Богу и его деяниям — проявлениям. Закрепляли Славяне эти образы не только в обрядах, но и в славлениях, молитвах, былинах, сказах, сказках, поговорках, заговорах, песнях, играх.

Понимая, что отдельные Боги есть образы проявления Бога Единого, Славяне никогда и ничего у них не просили, а лишь славили их. Отсюда и происходит название самой веры — Славянская.

Дивы. Надо понимать и то, что не все проявления природы и мира человеческих отношений имеют при определённых обстоятельствах положительное влияние. Следовательно, не все проявления и славить надобно. Так, отрицательные образы были отделены от Богов и названы Дивами. Под Дивами подразумеваются наши несчастья, такие, как, например, Морока или Мара. Их Дажьбо поставил отдельно от Богов.

Духи. Что же касается Духов, они были введены в Славянскую веру для того, чтобы через них можно было узреть и понять одухотворенность окружающего нас мира. Понять, что окружающий нас мир весь живой и находится в постоянном движении, что относиться ко всему надо бережно и осторожно, чтобы не губить природу, содержать её в чистоте, порядке и достатке. Ибо она кормит и поит человека, даёт ему блага всяческие. Так появились лешие, водяные, домовые и другие Духи.

Святыни. Есть в нашей родной вере и Святыни, к которым надобно относиться особо бережно, дабы не утратить их навсегда. Это родники, дубравы, некоторые святые места и нагорья, сыгравшие значительную или даже ключевую роль в жизни Славян и их предков. Утрата святынь может привести нас к гибели и полному исчезновению на земле, как в своё время произошло со многими племенами и родами, не сумевшими сберечь свои святыни. Кто сейчас помнит и может с уверенностью сказать что-либо о таких народах, как дулебы, костобокие, лиры и т.д., перемешавшиеся с другими народностями и поглощённые ими? То же самое ждёт и славян, если мы не опомнимся и не вернёмся к своим корням и родной вере, а станем безродными «россиянами», к чему нас и подвели сегодня, лишив права отразить национальность в документах. Но это особая тема. Мы лишь хотим подчеркнуть, что святынями нашими являются святыни изначальные, и что они не имеют ничего общего с теми, которые сегодня объявляются «святынями», а также «святыми», на самом деле чуждыми Славянам.

Боги Славянские

На самом деле Богов у славян не так уж много. Все они, как отмечалось выше, олицетворяют отдельные образы, тождественные явлениям, имеющимся в природе, в мире человеческих и общественных отношений и в нашем сознании. Повторимся, что созданы они были нашими предками, т.е. людьми.

Вот их имена: Белобог, Велес, Вышень, Дажьбо (Сварог), Заребог, Купало, Лада, Леля, Огнебог Семаргл, Перун, Свендовид, Стрыб, Числобог, Чернобог, Яр.

Белобог и Чернобог. Этих двух Богов надо всегда рассматривать вместе, т.к. они олицетворяют образы двух противоположностей. Белое — чёрное, горячее — холодное, мужское — женское, длинное — короткое, добро — зло, день — ночь и т.д. Часто приходится слышать, что тот или иной Бог является Чернобогом. Это заблуждение. Все наши Боги от истоков Славянской веры были светлыми, Белобогами. Чернобоговы были Дивы наши, а не Боги. Поэтому и разведены они были по разные стороны. Белобог и Чернобог всегда противостоят друг другу и, «борясь» между собой, поддерживают равновесие в природе.

Велес (Влес). Бог мудрости и знаний, накопленных нашими предками и переданных нам в ведах. Древние Славянские веды по этой причине принято называть «Влесовыми» или «Велесовыми». Писались они в разные времена на лесных дощечках из прослойки, добываемой между корой и стволом отдельных пород дерева, в частности — ясеня. Благодаря ведам, былинам, сказам, поговоркам, обрядовым играм, песням и пляскам, Славянам удалось сохранить свои традиции до наших дней. Хранителем этих традиций является Велес.

Те, кто дружен с Велесом, в доме имеют достаток и ни в чём не нуждаются. Они держат свою скотину, имеют наделы для выращивания овощей и фруктов, обеспечивая себя всем необходимым.

Вышень. Бог, символизирующий простор и вершину явлений как природных, так и проявлений человеческих. Может олицетворять высший уровень счастья и несчастий, знаний и бездарности, силы, ловкости и многих других явлений нашей жизни. Уважительно его называют Богом Вышним. Путают его иногда с христианским понятием «Всевышний», считая, что он и есть Высший Бог. Это не так.

Вышень в сочетании с другими Богами и явлениями может нести в себе как мощнейшие созидательные, так и разрушительные силы.

Дажьбо (Сварог). В Славянской вере Он предстаёт в двух значениях:

Однако, забывать стали, что Славяне мы потому, что славим Богов наших. Оттого и внуками сварожьими величаемся. Когда говорим, что мы ― внуки Сварога, то остаёмся такими же. И хотя упрятали силушку нашу вороги заморские, да так и не смогли удержать её во тьме. Ибо делалось всё не по совести, а супротив её, супротив Прави, закона Божьего. У Святой земли, Руси нашей, тайна есть, которая силы восстановит наши.

Мы потомки предков наших, о Прави и Сварге смело говорящие, а не спины гнущие, как рабы Божии, которых на колени поставили.

Внуки Сварога! Никогда не просите ничего у Богов наших! Славу провозглашайте им и молитвы творите, всё будет необходимое у нас! Огонь в душах своих поддерживайте, с природой дружите, животных не обижайте, будьте мирными между родами Славянскими. Дажьбо Сварогом и Дидом величайте, всё одно будет. Верьте и думайте, это Дажьбо сотворил нам веру Славянскую, показав путь вечности, сияющей огнями многими.

Заребог. Один из красивейших Богов, олицетворяющих солнечные лучи (зарево) во время восхода и захода солнца. Мы живем каждый на земле своей и можем видеть красоту его лучезарную, которая всегда бывает разной. Ходит Заребог в основном краями земли нашей. Поэтому любуемся красотой его два раза в сутки. И так каждый день. Поутру он нас пробуждает, а вечером ко сну приглашает.

Купало. Купало Бог правит мытницами, всяческими омовениями тела и духа нашего. Отцы наши мылись, славя Купалу, очищая тела свои и души. Сварог завещал им это Уставом своим и говорил, что Купало Бог на то указывать будет. Не следует и нам того ослушиваться. Все должны мыть тела свои, а также очищать дух свой в чистой воде живой перед тем, как идти трудиться. Надо понять Богов своих правильно, тогда перестанем быть овцами малыми, сможем сопротивляться навязанным нам рабству и вере, чуждой нам, уничтожающей души наши. Тогда разить врагов наших верой родной сможем и силою. Мы, Славяне, имеем стать гордую, чистые тела и души наши.

Купало Бог ругает нас за то, что веру свою потеряли и о чужую запачкались. Оттого в грязи и пребываем сегодня, на колени поставленные, да встать всё никак не можем.

Ладо. Ладо Бог (она же Богиня Лада) правит лады радости и благости всяческие, где бы он (или она) не находился. Если в доме нашем жизнь протекает ладно и мирно, мы говорим, что в доме поселился Ладо Бог. Если же он покинул нас, то ждите беды и его место быстро займёт Дива Морока.

Жили мы укладно до тех пор, пока веру родную имели и Ладо Бог с нами вместе был. Растеряли Богов своих, и Ладо Бог покинул нас. Вот и правят нами теперь инородцы, рода наши и национальность нашу уничтожающие.

Будем в ладу с Богами нашими, и Ладо Бог вернется в Дом наш. Держите всё в ладности своей, а то ведь не богато нынче ладу на Руси.

Леля. Богиня девичьей любви и красоты, рожаниц, влюблённых. Женщину почитая в славе, мы рода свои укрепляем и Лелю славим за это. Так рода наши и земля укрепляются, которые бережно хранить надо, как делали отцы наши. С Лелей справляем свадьбы Славянские, празднование устраиваем, веселимся, когда семья образуется новая в муже и жене, значит, и детям быть, продолжателям родов Славянских. Желая молодожёнам здоровья, счастья и детей множество, мы тем самым славим и Богиню Лелю.

Огнебог Семаргл. Бога огня Семарглом (Семиглавым) называют потому, что свет разлагается на семь цветов спектра, видимых человеческим зрением. Выделен особо от других стихий природы, управляемых Перуном, за свой непредсказуемый нрав. Несёт в себе как созидательные силы (свет, тепло, возможность приготовить горячую пищу, нагреть воду и т.д.), так и разрушительные силы, сметающие и уничтожающие всё живое на своём пути, поэтому обращение с ним должно быть всегда осторожным и уважительным.

Ночью, когда Солнце исчезало на западе, люди в огне зарождали искусственное, дающее человеку тепло и свет. Разводя огонь, славили Огнебога Семаргла, призывая его прийти «аж до мудрого света». В народе нарекали имена ему Огнебоже, Огник Семаргл, Огнекудрый. Он всегда чист, поэтому освещение и очищение огнём считается очистительным и применяется во многих обрядах.

Перун. Бог стихий природы. Олицетворяет собой дожди с громом и молниями, извержения вулканов, землетрясения, наводнения, ветры, морозы, пожары и многие другие явления природы. Непредсказуемость действий Перуна, вопреки ожиданиям людей, повергает человека в страх и ужас, если он не в ладу с этими стихиями, требующими к себе внимательного и наблюдательного отношения. Разгулявшемуся Перуну под силу снять с насиженных мест целые племена и народности, нанести непоправимый ущерб плодородным землям, жилищам, людям и животным, смести ветрами всё на своём пути. Вот почему при образовании Славянской веры Перун был оставлен Славянами как старый и особо почитаемый Бог.

В старину называемый Богом перунов, поры, громовержцем, считается защитником Славянских воинов, ведущих бои до победы. Те же воины, что погибли в бою и утратили свою жизнь, пребывают в полку Перуновом.

«Суд Перунов стрелы на врагов ворожит», поэтому суд в далёкую старину проводили у Перунова Дерева, т.к. вершилось правосудие по совести, в справедливости, и всегда были огонь и милосердие.

Перун в старину олицетворял и огонь, несмотря на то, что стихией огня является обособленно стоящий Огнебог Семаргл. Кузня огнекудрого Перуна, изготавливающего мечи для победы, находится в Сварге. Она силы дает нашим воинам. Тот, кто поймёт эти слова правильно, силы свои приумножит для победы над врагом.

Свендовид. Несущий Свет. Через него свет становится видимым. Поэтому является он Богом Яви, отделяющим нас от Нави. Благодаря Свендовиду, Свет не только держится, но и укрепляется.

Понять и увидеть Свендовида не просто, ибо не каждому дано проникнуть в тайны его творений, хотя он каждый день перед нами. Боги наши ведь сотворены и видны в уме расторгнутом. Надо уметь почувствовать их, т.к. в этом и заключается тайна великая Славянской веры и Богов наших. Тот, кто этого не домысливает, будет всегда путаться в Богах наших, придумывая небылицы всякие.

Числобог учитывает дни наши. Благодаря имеющимся божественным числам, ведётся годичный календарь (колендо) и летоисчисление (летиц). Он с большой точностью определяет и называет божьи числа, показывая, когда «быть дню свершенному», а когда быть ночи, устанавливая невидимые границы между ними.

Яр. Бог солнца. Даёт людям, животным, растениям тепло, свет и жизнь. В разные времена года и в разное время суток ведёт себя по-разному. Может быть ярым, а может быть и ласковым. С Яром связывают не только жизнь и страсти людей, но и земледелие, плодородие, воинскую силу и доблесть.

Дивы и Чуры

Часто приходится сталкиваться с тем, что Богов Славянских начинают путать с Дивами. Хотя и те, и другие являются образами проявленных явлений, но разница между ними в том, что Богов мы славим, а Див никогда, ибо это наши несчастья. И те, и другие оказывают воздействие на человека и окружающий его мир. У первоистока Богов было не так много, а Див было ещё меньше. И те, и другие представлены отдельными образами, тождественными явлениям окружающего мира, общества и нашего сознания.

Дивы Славянские: Жаля, Мор, Мая, Мара, Морока, Мармора, Стрыб.

Дива Жаля олицетворяет в себе человеческую жалость, печаль, грусть, всё то, от чего человек должен избавляться в первую очередь, чтобы не нанести вред себе и окружающим. У того, кто этого не понимает, в доме (как принято говорить) поселится Жаля.

Мор является олицетворением смерти и болезней, в первую очередь (как нам кажется), связан с падежом скота, являющимся основой выживания человека в межсезонный период и неурожайные годы.

Дива Мая олицетворяет собой ненужные человеку пороки маеты и неопределённости в своих действиях. Любая неопределённость делает человека суетливым и неуверенным в себе и в завтрашнем дне. Маю тоже надо гнать от себя, если мы хотим жить благополучно.

Мара олицетворяет (как мы думаем) так же, как и Мор, смерть и болезни, только не скотины, а человека. Она очень близко привязана к духу зимы Марене. Но это два разных понятия. Марена усыпляет, а Мара уничтожает. В этом их разница. Поэтому Мара является Дивой, Марена духом.

Морока также олицетворяет человеческие слабости. Когда в доме появляются ссоры, ругань, споры, то говорят, что в доме поселилась Морока потому, что дом покинула Лада.

Когда же всё безнадёжно пошло наперекосяк, говорят, что появилась Мармора и Боги покинули это дом. Почему так произошло, догадаться не трудно.

Стрыб, как уже отмечалось выше, является Дивом, олицетворяющим бездарность, неловкость, неуклюжесть в действиях и поступках человека, неумение делать простейшее. Таких людей называли в старые времена «стрыбнутыми», «стрибными». До наших дней это выражение дошло ещё и в грубых формах просторечья, поэтому мы это опустим.

Чуры Славянские (или, как их ещё называют, духи). К ним относят одушевлённые явления природы: Русалки и Водяные, Кикиморы, Лешие и Домовые.

Они дают людям уверенность в том, что эти Чуры существуют, и что при необходимости к ним можно обратиться. И не более того. Человек, попавший в беду, остаётся наедине с самим собой. Уверенность в том, что Чуры могут помочь и предостеречь его от неминуемых неприятностей, такая уверенность даёт человеку дополнительные энергетические силы. При этом следует заметить, что если у Богов просить бесполезно и можно лишь славить их величие, то к Чурам можно обратиться (призвать) за помощью, ибо человеческая жизнь бесценна, хотя осмысливать это мы чаще всего начинаем, оказавшись в критической ситуации.

Если у человека возникают какие-то трудности в водной стихии, он обращается к Водяному или Кикиморе (чтоб ей икалось при упоминании).

Если заблудились в лесу, мы говорим, что Леший нас водит.

Если же не спим спокойно по разным причинам (например, Лада покинула дом), то и Домовой начинает указывать нам на то, что Ладу зря проводили из дома. Тот, кто понимает это правильно, прислушается к Домовому и вернёт Ладу обратно. А тот, кто станет противиться, не поймет своих ошибок и не исправит их, запустит в дом Мороку. Тут уж жди беды.

Славянского воина питает сила Перуна и Яра.

Простого человека берегут Чуры Славянские.

Сварог (Дажьбо), Дид наш, хранит тех и других.

Святыни Славянские

Славянских Святынь так же, как и Богов, и Див, и Чуров, не такое множество, как представлено сегодня во многих книгах о Славянах. Истинными святынями Славянскими являются родники, рощи, дубравы, поля, пастбища, станы, — всё то, что позволяет жить человеку достойно на нашей земле. Всё остальное является святынями ложными и ненужными.

Родник свят для Славянина потому, что можно утолить жажду чистой родниковой водой, которую, к сожалению, мы практически не пьём сегодня.

Роща свята тем, что не только укрывает человека от зноя, но и приносит радость ему, дарует плоды, ягоды, грибы.

Дубравы сильны своей энергетикой, подпитывающей силой.

Поля кормят человека, пастбища кормят домашних животных, которые в свою очередь также кормят нас. Происходит круговорот в природе, названный Сваргой.

Для наших предков существовали ещё Святыни — три основных древних дома наших: Анды, Инд и Карпаты.

За ними проще будет назвать и остальные: Антия (Антлань), Арь (Ария), Батия (Ботева), Борусия, Волынь, Воронзенец, Воряжина, Голунь, Гура, Двуречье, Елица, Инь, Ира (Ирий), Киев, Колунь, Колядь, Красна Овсиена Великая и Малая, Крынь, Мина, Оренгой, Орь, Пенж, Птицы Сва, Пятигорье, Ра (Рай) река, Руга, Русколань, Русь, Рушь, Семиречье, Сиверзь, Сирийштие, Скуфь, Сурожград (Суренж, Руса), Троянь, Турусса, Хорсунь, Ясунь. Думаем, что мы по праву ограничимся сегодня топонимикой, не раскрывая её сути, ибо это также тема другого разговора.

Славления и молитвы

Прежде, чем показать примеры славления Богов, надобно пояснить, что человек волен сам составлять славления и славить Богов своими словами. Необходимо лишь помнить о том, что славление того или иного Бога должно отражать его суть. Такое славление (или молитва) более глубоко проникает в подсознание человека, усиливает его веру, даруя дополнительные силы и уверенность, увеличивая границы его внутренних резервов. (Понимание сути славлений (молитв) и их результатов по отношению к молящемуся будет подробно изложено в готовящейся книге). Общаясь в повседневной жизни, человек в отдельных случаях употребляет славление того или иного Бога в зависимости от ситуации. Например, говоря о предотвращенном неправильном действии, мы славим Велеса, так как человек поступил верно (т.е. проявил свою мудрость и знание). Ожидая хорошей погоды и получив желаемое, мы провозглашаем славу Перуну.

Совсем не обязательно произносить полное славление. Полное славление лучше всего творить в священных местах: дубравах, рощах, у родников, на капище, — когда человек остаётся наедине с самим собой и у него возникает потребность в общении с Богами. При этом лучше всего подготовиться заранее и принести после славления требу. Славление должно идти от души и не обязательно произноситься громко и вслух.

Мы приведём лишь одно славление (газетный формат не позволяет большего). В книге будут приведены все славления.

Славление Велеса

Велес пришел из Сварги пречистой,
Чертогов своих.
Слава ему!
Велеса нынче Славим и хоромину знаний его,
Которые блестят огнями многими.

Велес учил предков наших землю пахать,
Злаки сеять, жать, венцы обвивать в полях страдных,
Ставить снопы на солнце.
Чтим его за мудрость и знания как отца своего.

Матерям Слава,
Которые нас подымали,
Учили пути праведному.
Не будем становиться нахлебниками,
Славяне мы — русы,
Которые Богам Славу поют.
Велес научил землю пахать пращуров наших,
Также делаем мы на родной земле.
Велеса славим.
Русь погнутая встанет!

Мудрость цените его,
Иначе былое станет как овощ
без Велеса.
Синь идет к Богу Сваргою.
Велес правит через мудрость и знания.
Рабов нет на земле нынче,
Если сами не клоним голову свою в рабство.
Провозгласим Славу Велесу,
Достойными будем в чистоте телесной
И душе нашей, которая никогда не умирает.

Слава Велесу!
Слава Матерям !
Слава роду!

Капища и храны

Местом для проведения Славянских обрядов, праздничных дат, принесения треб и совместных славлений Богов служили капища и храны, расположенные в святых для Славян местах: у родников, в рощах, дубравах, других значимых для жизни местах.

В хранах содержались образы Богов и священные для Славян веды. О первых хранах сегодня известно лишь то, что храны Богам ставили и городили из дуба. За основными дубовыми стенами, часто по другую стену, там хранили Богов наших подобие. Имели же многие храны в Новгороде, на Волхове-реке, в Киевграде, по божьим лесам, на Волыни Дулебской, в Суроже, на море Сурожском и Синем.

Капище первоначально состояло из каменного сооружения, обнесённого опашкой из камней, каменной площадкой для места расположения треб, крады (жертвенного огня) и площадки для проведения праздника и обряда. Позже всё это было упрощено, и капища стали приобретать несколько иные формы и очертания. Основу их стали составлять Чуры, жертвенный камень, крада и опашка, которая сооружалась в разных регионах из разных подручных материалов и различных размеров.

Славянские праздники

Славянские праздники, как правило, не походили один на другой. Они постоянно разнообразились, и в них привносились различные дополнения. Были праздники, посвященные Богам нашим, урожаю, свадебные, праздники, посвящённые проводимому Вече, на котором выбирали князей и суд вершили.

Старейшины вендских родов, например, шли на Вече обсуждать своих родичей к Перунову дереву (к Дубу). Организовывали в тот день игрища перед очами старших. Молодёжь силу юную показывала, состязалась между собой. Устраивались хоровые песнопения, пляски. В тот день охотники и огнищане ходили в заботах, приносили дичину старцам, которые делились тою в первую очередь с людьми. Волхвы Богов славили, жертву им приносили, хваление Богам говорили, время года славили. Старейшины рода вождя племени выбирали. Вожди выбирали князя.

В наше время праздники, проводимые волхвами на капищах, делятся на три составляющих части. Зачин, на котором проводятся славления богов, принесение им треб и проведение обрядов. После этого объявляются игрища и песнопения. Завершается всякий праздник, как правило, общим пиром. Как мы видим, сегодня волхвам удалось сохранить ряд традиций в их первозданном виде.

Сами праздники мы описывать не будем, потому как они достаточно изложены во многих доступных читателям книгах по изучению Славянской культуры древних времён. Многие песни, сказы, былины, сохранённые в устной традиции и дошедшие до наших дней, говорят о том же.

Сакральность и обрядовость

Обряды в Славянской вере носят сакральный характер, не всегда до конца понятный простым людям, не посвященным в тайный смысл этих обрядов. Иногда создаётся такое впечатление, что волхвы делают это сознательно сокрыто. Возникает естественный вопрос, нужны ли простому человеку, пребывающему в вере, эти обряды, которые проводят волхвы? Да нужны. Они исполнены глубокого смысла, и каждое действие имеет определённое значение, помогающее человеку достичь определённой цели. Например, приобрести уверенность в собственных силах, помочь реализовать дополнительный источник внутренней энергии, избавиться от хвори, найти выход из трудного положения, избежать обмана, укоренения человеческих пороков, показать истинные, а не ложные ценности и т.д. Каждый обряд в целом и все его части в отдельности позволяют волхву сосредоточится на выполнении поставленной перед ним задачи. О «физическом смысле» (если так можно выразиться) всего этого будет более подробно рассказано в будущей книге.

Для примера можно рассмотреть обряд освещения оберегов. Многие люди верят в силу собственных оберегов, коими могут служить предметы из разного рода материалов: дерева, металла, глины, камня и т.д., к которым относятся бесчисленные кулоны, амулеты, браслеты, кольца, горсть родной земли и т.д. Их можно носить как украшения, а можно использовать в качестве оберега, защищающего человека в нужную минуту.

Человеку в меру своей слабости свойственно зачастую перекладывать собственную ответственность на внешнюю среду и искать устойчивую точку опоры не внутри самого себя, а вне себя, где-то рядом. Вот тут-то и приходит на помощь оберег, придающий человеку силу и уверенность в его воздействии. И эта уверенность начинает действительно работать на самого человека, делая его более защищенным и уверенным. Так вот, для того, чтобы обычная вещь или какой-то любимый предмет для человека стал оберегом, и требуется проведение такого обряда, как его освещение и очищение. Делается это жрецом, владеющим сакральным знанием проведения данного обряда. После чего жрец передаёт оберег его хозяину. При этом сила воздействия самого оберега на человека будет тем сильней, чем правильней будет проведен обряд. Об этом более подробно также будет рассказано в книге.

Мы рассмотрели один из самых простых обрядов. Но есть ведь и сложные обряды, которые меняют судьбу человека на всю оставшуюся жизнь. Такие обряды должны проводить только люди, имеющие достаточный уровень подготовки, то есть волхвы, имеющие жреческую степень посвящения и сами прошедшие обряд посвящения в сакральные знания.

О волхвах

Несколько слов о волхвах. Кто они? О них ходят легенды, им приписывают мыслимые и немыслимые знания, действия и поступки. Одни говорят, что это маги, другие считают, что это люди, принёсшие свою жизнь в жертву ради познания чего-то сверхъестественного. Третьи считают, что если человек ходит босиком по углям и всё, что ему нужно, умещается на нём и в его котомке, а его домом зачастую служит просто лес, ест он лишь хлеб и воду, то это уж непременно будет волхв.

Всё это наносные понятия, имеющие весьма отдалённое представление о том, кто такой волхв. Волхвы, как и все люди на земле, бывают разные. Они отличаются и по характеру, и по уровню знаний, и даже по вере. Они такие же простые и живые люди, как и все остальные, со своими болями, характером, причудами и даже капризами. Что же их объединяет между собой и даёт им право называться волхвами?

В первую очередь, это сакральные знания, которыми они владеют и совершенствованию которых они посвящают свою жизнь. Приходят к этим знаниям разные волхвы по-разному: кто-то, идя самостоятельно и самосовершенствуясь путём постижения таинств окружающего нас мира, созерцания явлений природы и постепенного осмысливания окружающей нас действительности, кто-то путём получения знаний от своих наставников, уже постигших сакральные знания, кто-то путём других практик и человеческих возможностей, на которых мы сейчас не будем заострять внимание. Главное, что наступает момент, когда эти сакральные волховские знания становятся доступны конкретному человеку. Вот тогда и наступает момент признания человека волхвом, имеющим те или иные знания в определённой области. Это могут быть знания знахарские, либо кудесника, либо жреческие, либо иные, которые и отличают как простого человека от волхва, так и волхвов различают между собой. Не могут же все волхвы обладать сакральными знаниями исключительно в области ведовства или, скажем, жречества, также как и охватить все эти знания вместе взятые.

Во-вторых, эти знания должны быть признаны и закреплены обрядом посвящения самими волхвами, дабы исключить недоразумения и спекуляции, которые могут нанести реальный и непоправимый вред людям. Ведь в наше время довольно часто приходится наблюдать неприятные картины, когда у людей на почве чтения всевозможной эзотерической литературы и прохождения всевозможных «курсов магии» начинает «сносить крышу».

Волхвом является человек, обладающий необходимыми сакральными знаниями, признанный волхвом, прошедший обряд той или иной степени волховского посвящения, несущий пользу и помощь людям, а также готовый, в случае необходимости, избавиться от всего, что ему мешает жить и самосовершенствоваться.

Волхвы северокавказской общины
«Славянское наследие»

Редакция благодарит волхвов северокавказской общины за предоставленный материал и надеется на дальнейшее сотрудничество в деле возрождения нашей древней Славянской веры, обычаев и традиций с учётом существующих ныне современных знаний. Редакция приглашает к сотрудничеству все славянские общины.

О публикации

Название: Первоисток славянской веры
Раздел:№23 (214) июль 2005 г.
Опубликовано:05.07.2005
Изменено:
Постоянный адрес:http://old.kpe.ru/articles/1215/
Обращений:4568 (0.66 в день)
Сохранить на диск:
Сохранить в формате HTML на диск для оффлайнового просмотра или архива