Сохранить в формате HTML на диск для оффлайнового просмотра или архива

Трёхлетний опыт доведения КОБ студентам

На кафедре систем управления Южно-Уральского государственного университета для студентов пятого курса в осеннем семестре 2004/2005 учебного года в соответствии с учебными планами из раздела «Дисциплины по выбору» были проведены занятия по дисциплине «Основы теории больших управляемых систем». Глобальная цель дисциплины: выработка активной жизненной позиции по решению проблем возрождения России и наработка навыков по принципам постановки и решения задач по созданию математического, алгоритмического и программного обеспечения управления в социальных, экономических и технических системах на основе методологии Концепции общественной безопасности и Достаточно общей теории управления, рекомендованными к включению в образовательный процесс Парламентскими слушаниями в Государственной думе РФ 28 ноября 1995 года, директором ФСБ РФ В. В. Путиным от 14.10.1998, начальником Управления образовательных стандартов и программ Министерства образования РФ Г. К. Шестаковым от 03.11.1998.

В рабочей программе дисциплины «Основы теории больших управляемых систем» предусмотрены два часа аудиторных занятий в неделю, самостоятельная работа по изучению дисциплины и выполнению курсовой работы. Рабочая программа этой дисциплины содержит пять разделов: «Основы Концепции общественной безопасности» (КОБ), «Основы Достаточно общей теории управления» (ДОТУ), «Общая блок-схема управления процессом», «Математические методы анализа и синтеза систем», «Подходы к решению задач дипломной работы (магистрской диссертации)». В общее задание по курсовой работе с названием «Концептуально-управленческие подходы к решению задач диссертационной (дипломной) работы» сформулированы задания по каждому из указанных выше разделов, а также раздел по написанию реферата по одной из 90 предложенных тем на основе книг из «Библиотеки концептуальных знаний». В план аудиторных занятий по дисциплине включены, в частности, вопросы по Концепции общественной безопасности и Достаточно общей теории управления. Для получения зачёта необходимо защитить с оценкой курсовую работу. В экзаменационных билетах — пять вопросов: по каждому из разделов курсовой работы.

При проведении аудиторных занятий использовались видеолекции Константина Павловича Петрова в городах Челябинске, Новосибирске, Ижевске. В качестве основных учебных пособий, по которым выполнялись конспекты в курсовой работе, использованы книги: «Достаточно общая теория управления» и «Тайна концептуальной власти» из серии «Библиотека концептуальных знаний». Для написания реферата предлагались книги указанной серии, а также информация с интернетовского сайта www.kpe.ru. Основной акцент в задании на курсовую работу был сделан на написание студентами собственных рецензий по каждому из первых двух разделов курсовой работы (КОБ и ДОТУ) и теме реферата.

Реально занятия проведены для трёх групп с общим количеством 51 студент, разделённых на два потока, обучающихся на инженеров по специальности — «Автоматизированные системы обработки информации и управления» и на магистров по направлениям: «Автоматизация и управление», «Системный анализ и управление». Так же, как и в прошлом, 2003/2004 учебном году, в начале семестра старосте группы был выдан компакт-диск с записанными на него всеми книгами из «Библиотеки концептуальных знаний» и с информацией:

  1. Рабочая программа дисциплины, составленная в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов, в которой, в частности, содержатся сведения об указанных выше рекомендациях высоких государственных структур по поводу изучения КОБ и ДОТУ, а также перечислены предлагаемые темы рефератов и даны указания по их написанию;
  2. Учебное пособие по Концепции Общественной Безопасности — книга «Тайна концептуальной власти» из серии «БКЗ»;
  3. Учебное пособие по ДОТУ — книга «Достаточно общая теория управления».

Не позже, чем через месяц после начала занятий, каждый студент копировал на свой компакт-диск с выданного старосте компакт-диска указанную информацию.

Написано и защищено 50 рефератов. Как в прошлом и позапрошлом учебных годах, большинство студентов впервые узнали такие понятия, как «триединство Материя-Информация-Мhра», «глобальная политика», «Закон Времени», «глобальный исторический процесс», «шесть приоритетов обобщённых средств управления», «пять видов власти», «четыре типа строя психики людей» и другие. В целом у студентов есть понимание того, что эти знания надо было давать раньше: в школе, на первом курсе, вводить разделами в историю, философию, политологию, экономику.

Ещё раз подчеркну, что в отличие от прошлого и позапрошлого учебных годов, в рамках выполненной курсовой работы каждый студент обдумывал и формулировал по три рецензии из области концептуальных знаний: на информацию по КОБ, по ДОТУ, по теме реферата. В прошлом и позапрошлом учебных годах студенты выполняли только реферативную работу.

Ниже приведены рецензии студентов-пятикурсников по КОБ, ДОТУ и теме реферата.

В заключении хочу отметить основной вывод по своему трёхлетнему опыту донесения знаний по КОБ и ДОТУ: на основе восприятий студентами системы этих знаний и их собственной реакции на эти знания создалось убеждение, что в российской системе образования необходимо давать эти знания с целью формирования у молодёжи активной жизненной позиции не только по отношению к своей будущей профессиональной деятельности, но и по отношению к решению проблем безкризисного и безкровного преображения общества.

ЩИПИЦЫН Анатолий Георгиевич
профессор кафедры систем управления
Южно-Уральского государственного университета,
доктор технических наук, профессор,
Заместитель Председателя Президиума КПЕ

О публикации

Название: Трёхлетний опыт доведения КОБ студентам
Автор:ЩИПИЦЫН Анатолий Георгиевич
Раздел:№19 (210) май 2005 г.
Опубликовано:30.05.2005
Изменено:
Постоянный адрес:http://old.kpe.ru/articles/1182/
Обращений:943 (0.14 в день)
Сохранить на диск:
Сохранить в формате HTML на диск для оффлайнового просмотра или архива