Сохранить в формате HTML на диск для оффлайнового просмотра или архива

Только при условии удачного начала…

Здоровые дети — надежда России.

Беременность и роды. Суть проблемы

В современных условиях такие репродуктивные процессы, как беременность, роды, грудное вскармливание и уход за детьми в возрасте от рождения до 3 лет отданы на откуп медицине. Из семейных интимных событий, к которым приобщали только самых близких людей, они превратились в предмет публичного медицинского наблюдения и вмешательства. Более того, эти биологически нормальные процессы перестали бытовать в семьях. Они вырваны из домашней семейной жизни и перенесены на казенные территории женских консультаций, родильных домов и детских поликлиник.

Акушерство и педиатрия — это чисто мужская сфера деятельности заменила собой материнское искусство вынашивания, рождения и воспитания маленьких детей. Мужчина-врач вторгся в сферу материнства и разрушил институт передачи чисто женского опыта рождения и взращивания детей. В результате он сделал беременность — болезнью, а роды — медицинской операцией. Новорожденный и грудной ребенок, потребностей которого мужчина-врач никогда не сможет понять в силу чисто биологических препятствий, тоже стал предметом медицинского исследования и постоянного лечения. Однако, ничто не происходит безнаказанно и последствия этого грубого вторжения не заставили себя ждать.

Последствия разрушения института материнства

К чему это привело? Проанализируем несколько цифр. По данным МЗ РФ и Госкомстата на 1997г уровень национального здоровья выражается в следующих показателях:

Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации за 2000 год свидетельствует: удельный вес нормальных родов по России составляет всего 31 процент!

По данным Госкомстата РФ, на 1 апреля 2003 года: в I квартале этого года умерло 4,5 тысячи детей в возрасте до одного года.

По данным на 2003 год мы получили картину практически полного уничтожения здоровых детей:

Такой высокий уровень патологии формируется главным образом за счет ослабления иммунитета, аллергических заболеваний и проблем с органами желудочно-кишечного тракта и связан в основном с неблагополучными родами и нарушением питания в раннем возрасте. Сохраняется неблагоприятная тенденция ухудшения состояния психической адаптации детей и подростков, что уже напрямую связано с системой родовспоможения и условиями ухода в грудном и раннем возрасте.

За последние 10 лет психическое здоровье россиян серьезно ухудшилось. По данным экспертов на апрель 2004 года:

Медики констатируют, что с каждым годом последствия психических заболеваний становятся все тяжелее. В частности, согласно данным доклада по соблюдению РФ Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, «число инвалидов вследствие психических расстройств увеличилось за это время более чем на 50 процентов».

Стремительно ухудшающееся психическое и физическое здоровье подрастающего поколения связано с неуспешным материнством, которое начинается еще с периода беременности. Стимулом для данного процесса является агрессивное медицинское вмешательство и смещение женских приоритетов в обществе. Современные специалисты выявляют у женщин, вступивших в репродуктивный возраст, множество психозависимых функциональных нарушений эндокринной, сердечно-сосудистой, половой и других систем, которые препятствуют благополучному зачатию, вынашиванию и родоразрешению. Отсутствие адекватного родовспоможения и бытового материнского опыта, который помогает сделать материнство комфортным, приводит к психоневрологическим страданиям. С каждым годом растет процент матерей младенцев первого года жизни, прошедших лечение в клиниках неврозов.

На пьедестал всеобщих устремлений ХХI века взошло семейное счастье в виде сожительства двух равных партнеров, ведущих активную профессиональную и насыщенную культурную жизнь. Пестованию «качественного» потомства здесь нет места. Выращивание потомства отдано индустриальному циклу, начиная от экстракорпорального оплодотворения и суррогатных матерей и заканчивая казенными учреждениями, няньками по объявлению, центрами «досрочного» развития.

В современном обществе потребления младенец стал рекламной приманкой индустрии, приносящей многомиллиардные прибыли, и способом удовлетворения амбиций инфантильных родителей. Безграмотные и наивные, вступая на этот путь, они, не осознавая последствий, наносят непоправимый ущерб своим первенцам и, впрочем, последующим детям. Можно констатировать, что практически все нынешние родители уже не имели «удачного начала»…

Когда же и кто совершил эту революцию против собственной природы?

Куда ушла «Большая Мать»?

Ведущими бессознательными стимулами материнства, по мнению психологов и психиатров являются: поклонение большой матери, страх перед крадущей матерью и соревновательность с другими матерями, равными по опыту. Эти стимулы позволяют накапливать и улучшать материнский опыт, что создает наиболее благоприятные условия для выращивания здорового потомства и поэтому стоит рассмотреть их подробнее.

Поклонение большой матери. Впервые этот архетип выделил Карл Густав Юнг. Каждая мать, как новоиспеченная, так и опытная, нуждается в покровительстве некоей большой матери, старшей по возрасту и по наличию опыта материнства. Эта некая недосягаемая идеальная мать, которая достигла совершенства в искусстве воспитания детей и всегда доброжелательна. У неё четверо или более благополучно взращенных детей, есть опыт самостоятельных родов, опыт участия в родах соплеменниц и опыт родовспоможения. Она может подсказать и поправить в какой-либо бытовой ситуации, и в то же время может простить все ошибки, пожалеть и защитить не только ребенка, но и менее опытную мать. Каждая мать невольно ищет такого покровительства и стремится соответствовать этому идеалу.

Страх перед крадущей матерью. Его природа лежит в основе взаимоотношений самок в группе. Опытные самки приматов, живущих группой, очень внимательно наблюдают за молодыми первородящими самками. Если они видят, что молодая самка неумело обращается с малышом, то они просто забирают его у матери, воспитывают и вскармливают без её участия. У народов, сохранивших первобытную культуру, тоже есть обычаи, согласно которым более опытные матери могут забрать у молодой женщины ребенка в наказание за то, что она плохо ухаживает за ним. Этот страх является архетипичным. Его испытывает любая женщина после первых родов по отношению к любой другой женщине, более умело и решительно обращающейся с ее ребенком. Он является стимулом для молодых матерей к более совершенному овладению навыками в уходе за ребенком.

Соревновательность с другими матерями, равными по опыту. Практически каждая молодая мать, родившая первого или второго ребенка, примерно через 2-3 месяца после родов стремится к общению с другими матерями, чтобы поделиться своими достижениями и узнать, как ухаживают другие матери за своими детьми. Интуитивно неопытные матери стремятся сравнивать разные приемы ухода, чтобы убедится в правильности своих действий, почерпнуть новую информацию или уточнить имеющуюся и выделить те методы, которые наилучшим образом способствуют развитию ребенка. Такое общение позволяет матерям приобрести ощущение материнской состоятельности, гордость за успехи свого ребенка и уверенность в своих силах.

Именно эти стимулы многие века помогали молодым матерям не потеряться перед лицом огромной ответственности — как вырастить полноценного человека. Институт материнства сохранялся в обществе за счет опыта старших матерей. Именно они были вместилищем и путем распространения материнского опыта. Благодаря преемственности материнское искусство передавалось из поколения в поколения и молодой матери всегда было куда обратиться за помощью, советом и прямым обучением. Этот опыт был проверен временем и содержал только абсолютно безопасные рекомендации, сохраняющие здоровье потомства на протяжении многих поколений.

В наше «просвещенное» время эти стимулы могли бы работать так же эффективно, если бы не был разрушен институт материнства и преемственность материнского опыта. В современном обществе отчетливо виден дефицит кандидатур на роль «большой матери». Опыт собственных матерей (бабушек) молодых мам более чем сомнителен. Иногда это однократный опыт, который был получен 20-30 лет назад и уже успел благополучно забыться. Не в лучшем состоянии оказывается материнский опыт и у свекрови, даже если у нее было больше детей.

Различные профессионалы от медицины, как известно, теряются в области нормы и стремятся обнаружить патологию, требующую лечения. Более того, в свете архетипического, современная медицина больше видится как некое закрытое сектоподобное общество, обладающее закрытыми знаниями, чрезвычайно далекими от повседневного быта рядовой матери. Попав в ситуацию неблагополучного материнства молодая мать возлагает надежды на силу неведомого ей знания и стремится скорее обратится к «жрецу» в белом халате. Однако и у него она не находит должной поддержки.

В сфере материнского искусства медицина оказывается бессильна. Она присвоила себе лишь право вторгаться в репродуктивные процессы, но так и не смогла овладеть материнским искусством. Но это закономерно. Углубляясь в историю медицины, мы увидим у истока мужчину — алхимика или цирюльника (предпринимателя). Препарируя женское естество с помощью мужского опыта и логики, он смог в начале ХVIII века в городской среде вытеснить повитуху — носительницу многовекового опыта естественного родовспоможения и материнского искусства. Кульминацией разрушения материнской преемственности стало появление родильных домов — режимных учреждений родовспоможения, в которых все происходящее подчинено удобству персонала в обслуживании «рожающих масс» и требованиям санитарии и антисептики.

Таким образом причина сложившейся проблемы — это отсутствие звена, накапливающего и передающего успешный материнский опыт взращивания полноценных здоровых детей, который являлся основой выживания человечества и сохранения генетического здоровья.

Кощунство в сфере материнства

Многие мужчины, равно как и бездетные женщины, не видят в ребенке живое существо. Именно поэтому в медицине укоренилось мнение, что рождающийся младенец — это бесчувственное полено, которое ничего не помнит о своем рождении. Точно также и ребенок в возрасте до года является бессловесным и ничего не помнящим объектом. В этом свете главным критерием оценки качества материнских действий по отношению к младенцу стало выживание, т.е. если ребенок выжил, несмотря на действия матери, значит, все в порядке. Именно этот постулат послужил основой для улучшения оказания услуг матерям и налаживания детско-материнской индустрии для улучшения быта, но совершенно не заботясь о последствиях.

В свое время «бесчувственному» дитяте предложили кормилицу взамен родной матери. И это стало началом развития института кормилиц. Появление кормилиц сначала в виде исключения в среде городской знати, а затем и в деревенском быту породило возможность на первый взгляд безнаказанного отступления от норм, определенных природой. Роль материнского тепла, материнской нежности, материнского опыта отходила на второй план. Выжить ребенку помогала чужая женщина, а развитие индустрии позволило использовать в этой роли не только кормящую женщину. Появление бутылочки с соской и пустышки дало возможность заменить родную маму на любую постороннюю женщину или даже мужчину.

Даже наличие матери рядом в настоящее время не означает, что ребенок получит свою дозу заботы и внимания, во всяком случае, такого, которое предусмотрено природой. Мама не кормит грудью, да и не собирается этому учиться, это вполне может заменить бутылочка со смесью и пустышка. Вместо того, чтобы учиться заботиться о естественных нуждах ребенка, что до сих пор успешно делает любая нецивилизованная африканка, современная мама оденет на него памперс и даст бутылку со смесью. Искусство ношения ребенка на руках, необходимое для правильного роста и развития малыша, сначала заменит коляска, кроватка и всевозможные креслица, а потом — лечение врожденного вывиха бедра в ортопедическом центре.

Для современного промышленного производства такая мама представляет идеального потребителя, которому можно постоянно «впаривать» последние достижения дизайнерской мысли. Многочисленные журналы для родителей, на 60% состоящие из рекламы детского питания всех видов и мастей, производства качающихся колыбелей с подогреваемым матрасиком и метрономом, отсчитывающим «удары сердца» искусственной мамы, рекламы модных бутылочек и сосочек, имитирующих «материнскую грудь», ходунков, прыгунков и прочих аксессуаров. Все это больше «облегчает» быт матери и удаляет ее от ребенка все дальше и дальше. И напрасно замороченные мамы все ждут, когда же их инстинкт им что-нибудь подскажет. В таком обществе инстинкт будет молчать, а заблуждения накапливаться, пока не приведут к полному уничтожению здоровых детей, которых уже сегодня сохраняется не более 10%.

Любые, даже невинные, нарушения репродуктивного процесса на этапах зачатие— беременность — роды — грудное вскармливание — уход и воспитание ребенка от рождения до 3-х лет приводят к нарушению психики и физического здоровья потомства. Однако даже незначительные отклонения в развитии психики и нервной системы, поначалу кажущиеся несущественными, от поколения к поколению становятся все более заметными и, в конце-концов, приводят к открытым формам психических и физических заболеваний. И то, что мы видим вокруг, является постоянным подтверждением этого тезиса.

Попытка изменить ситуацию

В ХХ веке масштабы вредоносного разрушения сферы материнства приобрели настолько колоссальные размеры, что заставили исследователей-мужчин доказывать мужчинам-акушерам, что ребенок живое и чувствующее существо. Он помнит процесс родов и условия ухода за ним в раннем возрасте. Выяснилось, что младенец ожидает от матери правильной беременности, родов, грудного вскармливания и адекватного ухода в раннем возрасте. Оказалось, что у детей есть врожденные ожидания относительно всей репродуктивной цепочки и, если что-то вышло за пределы этого соответствия, ребенок получает серьезную психотравму, которая в итоге способна разрушить его здоровье. Об этих фактах пишет множество авторов, по этой тематике проводятся самые разные исследования.

В апреле 2005 года исполняется уже 20 лет как в городе Форталазе (Бразилия) Европейское и Американское региональное бюро ВОЗ провели международную конференцию с участием специалистов из Северной и Южной Америки и Европы, на которой были разработаны «Рекомендации по технологии родовспоможения». Было решено полностью пересмотреть отношение к матери и ребенку и приблизить его к лучшим гуманистическим идеалам. Впервые в медицинских рекомендациях говорилось о том, что выбор места для родов следует предоставить самой женщине. Она должна иметь возможность оставаться рожать своего младенца в родном доме, а не только в медучреждении.

Для внедрения в широкую практику рекомендаций по родовспоможению и программы поддержки и поощрения грудного вскармливания в 1989 году Всемирная Организация Здравоохранения и Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) выступили с совместным заявлением о роли служб помощи матерям в защите, содействии и поддержке грудного вскармливания. Появление этих документов явилось результатом широкомасштабного исследования уровня здоровья подрастающего поколения в связи с продолжительностью и качеством грудного вскармливания в странах Европы и Америки. Неутешительные результаты исследования (продолжительность кормления грудью до 3 мес. — менее 14%) послужило мощным стимулом для пересмотра сложившихся взглядов на практику родовспоможения и направления оказываемой помощи новорожденным детям и матерям, налаживающим грудное вскармливание.

С некоторым опозданием Россия тоже присоединилась к распространению программ ВОЗ. С 1995 года сначала в Москве, а затем и по всей России, были разработаны подробные федеральные программы, которые должны были очень быстро привести наше общество к значительному прогрессу в области гуманизации родовспоможения и кормления грудью. Однако чуда так и не произошло. Да и не могло произойти, потому что всевозможные фонды, комиссии и рабочие группы составляли свои грандиозные «программы по улучшению…», «национальные планы преодоления…» совершенно одинаково с применением все той же мужской логики. Можно выделить следующие направления прилагаемых усилий: увеличение финансирования медучреждений; выпуск плакатов, буклетов, брошюр; удорожание и усложнение медицинских пособий женщинам, беременным, роженицам[1] и новорожденным; увеличение масштабов проводимой диагностики и т.д. и т.п. В результате по-прежнему в российских родильных домах и по всему миру широко распространена методика медикаментозного ведения родов, не учитывающая естественного поведения роженицы и новорожденного. Этот подход удивляет полным отказом женщине в праве на выбор, а также в возможности проявлять эмоции и иметь мнение — она всего лишь родильный аппарат. Немногим отличается и отношение к появившемуся на свет ребенку, который не имеет права на реализацию своих естественных физиологических и психоэмоциональных потребностей.

Помимо инициатив, идущих сверху, появились ростки инициатив, идущих снизу. Бесправное положение матери и ребенка в условиях родильного дома перестало устраивать многих родителей и подтолкнуло их к поиску альтернативы. Им хотелось вернуться к рождению ребенка как к интимному семейному событию. В России такие родители приходят в объятия многочисленных клубов и центров, пропагандирующих непроверенные способы родовспоможения и методики взращивания детей, к которым следует отнести водные роды и сопровождающие их методики «пыток для младенцев». Получается, что утрата позитивного материнского опыта приводит ищущих родителей к выбору между медицинскими и водными родами, которые трудно сравнивать по степени травматизации для матери и младенца.

Путь к спасению— обращение к истокам

Каждой маме хотелось бы видеть своего ребенка здоровым и счастливым. Современные подходы к взращиванию потомства не могут этого обеспечить. Поэтому единственный путь возрождения забытого опыта — обращение к истокам. Почему во всем мире так велик интерес к воспитанию детей у примитивных народов (африканские племена, народы Австралии и Океании, и т.д.)? Потому что до трех лет их детишки значительно опережают в развитии своих сверстников европейцев, у которых есть все блага цивилизации. В первые годы жизни уход за малышами у нецивилизованных народов подчинен строгой системе религиозных запретов и требований, основанных на биологических и физиологических законах, которые позволяют младенцу максимально развить свой потенциал. Современное общество утратило эти знания. Какие-то приемы «народного» воспитания сохранились лишь в многодетных семьях, которые не утратили культурные традиции, где наличие большого количества «опытного материала» позволяет отбрасывать методы воспитания детей, «не работающие» на практике. Простое копирование некоторых приемов (заполонившие западный рынок сумки-кенгуру) на самом деле не дает такого эффекта, как изучение традиционного подхода к воспитанию в многодетных семьях.

Кроме этого на сегодняшний день уже существуют методики естественного родовспоможения, налаживания грудного вскармливания и обучения матерей уходу за новорожденными и грудными детьми. Носителями этого опыта являются специалисты немедицинских материнских профессий: консультанты по грудному вскармливанию, инструктора по обучению материнскому искусству, инструктора дородовой подготовки, повитухи. Это практические профессии, поэтому принципиальным критерием для отбора и обучения этим профессиям является личный опыт успешного материнства и грудного вскармливания не менее 1 года. В развитии этих профессий и расширении деятельности этих специалистов видится путь к спасению здоровья будущих поколений детей. Об этом мы продолжим разговор в следующих статьях.

Жанна Владимировна Цареградская,
Мария Борисовна Майорская,
Ирина Васильевна Семеняченко,

специалисты академии материнства — Центра перинатального воспитания и поддержки грудного вскармливания «Рожана»


[1] Роженицы (чистые, белые девы и жёны, живицы, суженицы, судицы, рожаницы, кресницы) — девы судьбы, присутствующие при рождении детей; вещие предсказательницы судьбы новорождённых и помощницы в родах. Они подходят к постели только что разрешившейся матери; каждая из них держит в руках по горящей свече — знамение того светоча, которым возжигается пламя жизни, почему и называют их кресницами (возжигательницами, от «крес» — «огонь»). Эти мифические девы состоят в таинственной связи со звёздами. Рожаниц было две или три, позднее — семь. «Наконец пламя осветило и углы, в одном из них — за очагом — показалось глиняное возвышение, а на нём деревянные фигуры Перуна и Волоса и небольшое бронзовое, покрытое прозеленью изваяние Роженицы — голой женщины со сложенными на животе руками» (С.Д.Скляренко. «Святослав»).

О публикации

Название: Только при условии удачного начала…
Раздел:№2 (193) январь 2005 г.
Опубликовано:17.01.2005
Изменено:
Постоянный адрес:http://old.kpe.ru/articles/1059/
Обращений:1463 (0.21 в день)
Сохранить на диск:
Сохранить в формате HTML на диск для оффлайнового просмотра или архива