Сохранить в формате HTML на диск для оффлайнового просмотра или архива

Урок обществоведения

Учебник “Введение в обществознание” как выражение профанации педагогами
своего долга перед учениками и обществом

ВП СССР продолжает разсмотрение преподавания и изучения в общеобразовательной школе истории и обществоведения. В газете «Мера за меру» №8 (152) под заголовком «Урок истории» мы опубликовали фрагменты из 1 раздела этой очередной работы ВП СССР. В настоящем номере газеты мы публикуем с сокращениями некоторые фрагменты из 2 раздела. Полностью с работой можно ознакомиться на сайте KPE.RU. Мы рекомендуем всем членам КПЕ оперативно довести эту информацию до руководителей системы образования в вашем регионе, до учителей всех школ, преподавателей ВУЗов (особенно педагогических), и конечно до всех родителей.

Обе главы в полном объёме на этой неделе за подписью председателя КПЕ будут направлены новому министру образования России.

Редакция

Пояснение о грамматике:

«Разсмотрение», а не «рассмотрение» — это не опечатка. Ныне действующая орфография, подъигрывая шепелявости обыденной изустной речи, предписывает перед шипящими и глухими согласными в приставках «без-», «воз-», «из-», «раз-» звонкую «з» заменять на глухую «с», в результате чего названные «морфемы» в составе слова утрачивают смысл. Поскольку нам не нравится безсмысленная орфография, то мы начали в своих работах переход от неё к орфографии, выражающей смысл. По этим же причинам лучше писать «подъигрывая», «предъистория» и т.п. вопреки той безсмысленно-шепелявой “орфографии”, которой всех учили в школе.

Кроме того, в наших работах могут встречаться знаки препинания, постановка которых не предусмотрена ныне действующей грамматикой, но которые лучше поставить в текст, поскольку их назначение — разграничивать разные смысловые единицы в составе длинных фраз, что должно упрощать их возприятие. Той же цели — объединению нескольких слов в единицу носительницу смысла служат и сквозные подчёркивания и выделения части текста в предложении курсивом.
 

“ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ” И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

Леонид Наумович и его команда

Мы обратились к 8 му изданию учебника “Введение в обществознание” для 8 — 9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Леонида Наумовича Боголюбова, руководителя авторского коллектива, академика РАО (по всей видимости за этой аббревиатурой скрывается Российская академия образования, бывшая Академия педагогических наук), доктора педагогических наук, профессора.

Учебник имеет тот же самый гриф «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации», который был снят в 2003 г. с учебника “Отечественная история. XX век” для 10 — 11 классов И.И.Долуцкого. Это вызвало возражения либеральной “общественности”, но по существу было оправданным, хотя и несколько запоздалым решением. 8-е издание учебника выпущено издательством «Просвещение» в 2003 г., и характеризуется как «переработанное и дополненное». Последнее подразумевает, что авторский коллектив и его руководитель имели достаточно времени, чтобы содержание учебника было адекватно жизни и увязывало бы воедино разрозненные знания, которые школьники должны получать при изучении других (по своему существу прикладных) специализированных дисциплин, во многом тематически изолированных и обособленных друг от друга в силу характера каждой из них: общей биологии, биологии человека, географии, истории, физики, химии, литературы и т.п.

У кого-то может возникнуть вопрос: А какие есть связи между обществознанием и частными, большей частью прикладными науками, такими как физика, химия, биология? Ответ на этот вопрос произтекает из того, что узкоспециализированные прикладные науки, такие как физика и химия, вкупе с другими узкоспециализированными прикладными науками могут давать ответы на вопросы типа: есть ли техническая возможность построить ракету для полёта на Марс либо нет? есть ли техническая возможность построить атомную электростанцию либо нет?

Но ответы на вопросы типа: следует ли делать что-либо подобное, либо не следует? а если что-то всё же следует делать, то — на основе уже имеющихся технологий и организации коллективной деятельности людей либо для достижения поставленных целей следует разработать какие-то иные технологии и организационные принципы? — лежат вне компетенции любой из прикладных дисциплин и их «механически» образуемых совокупностей.
 

Виновники чернобыльской катастрофы

Иными словами, Чернобыльская катастрофа — прямое следствие достигнутого уровня развития физики, математики и прикладных технико-технологических и управленчески-организационных дисциплин в условиях извращённости и неразвитости именно человеко-общество-ведения.

Этой катастрофы и многих других можно было бы избежать, если бы адекватное жизни человеко-общество-ведение было объемлющей матрицей, в которой формируется профессиональное миропонимание физиков, деятелей прочих фундаментальных наук, инженеров и управленцев разного рода.

Избежать Чернобыльской катастрофы и многих других, непрестанно порождаемых ядерной энергетикой, действительно было возможно. Она не была чем-то неожиданным и вовсе не разрушила иллюзии в отношении того, что реально несёт человечеству ядерная энергетика. В 1957 г. вышел в свет научно-фантастический роман Ивана Антоновича Ефремова “Туманность Андромеды”, ставший тогда общеевропейским бестселлером. Одна из его сюжетных линий включает в себя гибель цивилизации на некой планете Зирда в результате развития её обитателями энергетики на основе ядерных реакций, оставляющих после себя технически неуничтожимые (при нынешних возможностях) радиоактивные отходы.

Когда этот роман вышел в свет, до Чернобыльской катастрофы оставалось ещё 29 лет. Это — куда как большой срок для того, чтобы физики, техники и политики призадумались о возможных последствиях развития ядерной энергетики на основе реакций расщепления ядер некоторых химических элементов. Однако “Туманность Андромеды” была разценена как «безпочвенные фантазии», «художественная литература», предназначение которых — занять досуг читателей и в которых нет места объективному научному знанию, значимому для реальной жизни читателей и общества в целом. Такой оценке, пусть даже и не высказанной “научной общественностью”, соответствует корпоративно-мафиозное своекорыстие научной “элиты”, её предельно узкая профессиональная специализация при удручающе узком общечеловеческом кругозоре и несостоятельности учёных и инженеров в области человеко-общество-ведения. Яркие примеры тому академик-физик А.Д.Сахаров и академик-математик И.Р.Шафаревич (автор нашумевшей в своё время книги “Русофобия”). Невежество других авторитетов естествознания и технических отраслей науки в области человеко-общество-ведения для общества осталось непроявленным, поскольку они в большинстве своём, занимаясь своим профессиональным делом, не вникали в проблематику человеко-общество-ведения, не выступали со своими взглядами публично, оставаясь при этом в рамках традиционной “элитарной” социологии, во многом (наиболее значимом) не адекватной жизни. Кроме этого безволие и трусость многих из тех, кто понимал эту опасность, повлекли за собой развитие ядерной энергетики на основе имевшихся к тому времени представлений теоретической физики. И это произошло вопреки тому, что долговременные интересы народов СССР и всего человечества требовали отказаться от употребления этих биосферно-экологически недопустимых технологий энергетики, требовали выработать и освоить в практике иные — биосферно допустимых технологии. Но последнее, прежде всего прочего, требовало иного человеко-общество-ведения, а не «мраксизма»-ленинизма, господствовавшего в СССР.

В итоге ядерная физика и обслуживающие ядерную энергетику прикладные отрасли знания дали удовлетворение честолюбию и личностным амбициям множества кандидатов и докторов наук, членкорам и академикам, за что общество разплатилось не только денежным содержанием научной “элиты”, но также Чернобылем и другими менее известными катастрофами и инцидентами с объектами-носителями тех или иных компонент ядерной энергетики и её отходов, последствия чего предстоит изживать в будущем не одному поколению. Пример — авария реактора на АПЛ “К-19”, получившей в отечественном флоте прозвище «Хиросима», а в американском флоте «Widowmaker» («Производительница вдов», «Оставляющая вдов»), обрела широкую известность благодаря американскому фильму “К-19”.
 

Как Леонид Наумович разделил науки пополам

Однако авторы учебника “Введение в обществознание” не сочли необходимым сразу же показать такими примерами, что пути развития фундаментальных и прикладных наук и плоды, приносимые обществу этими науками, обусловлены характером и развитостью в этом обществе человеко-общество-ведения. Более того в своём обращении к читателю («От авторов») они пишут:

«Курс «Введение в обществознание» включает в себя начальные сведения из целого ряда общественных наук: философии, экономики, социологии, этики, права, экологии. Умению пользоваться этими знаниями в жизни учащимся помогут размышления, критическое восприятие разнообразной информации, самостоятельный поиск решения различных проблем, возникающих в жизни человека и общества» (стр. 5). Орфографию учебника при цитировании мы в целом сохраняем, заменяя однако «е» на «ё» в тех случаях, где это необходимо, поскольку авторы учебника буквы «ё» не знают. И буква «ё» — это не единственное из того, что они забыли с той поры, как окончили школу.

Все науки, относимые к естествознанию, и развитые на основе естественных наук прикладные инженерные и организационные дисциплины авторы учебника не посчитали необходимым упомянуть. А ведь множество проблем в жизни человека и общества возникли в прошлом и продолжают возникать ныне именно вследствие изключения естественнонаучных, технико-технологических и организационных дисциплин из компетенции так называемых «общественных наук», являющихся якобы изключительно «гуманитарными». Такая их характеристика — удобная отговорка “гуманитарной” научной “элиты”, за которой скрывается ущербность интеллекта и неразвитость культуры мышления её представителей, получивших однобокое противоестественное (так называемое «гуманитарное») образование и пасущихся на ниве «общественных наук».
 

Ну, а нравственность? а нравственность потом …

Однако упоминание истории развития ядерной энергетики в обществе, обладающем вполне определённой культурой (включая и художественную литературу), могло бы показать, что человеко-общество-ведение должно носить характер, объемлющий по отношению к частным наукам, поскольку все частные науки в их исторически реальном виде порождены людьми. И это упоминание также подтвердило бы правильность высказанного ещё Аристотелем (384 — 322 гг. до н.э.) мнения, которое авторы учебника поместили на первом форзаце книги: «Кто двигается вперёд в знании, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд».

И потому неизбежны вопросы:

А обладает ли школьник к началу 8 го класса знаниями и культурой мышления, необходимыми для того, чтобы самостоятельно понять мысль Аристотеля, согласиться с его правотой и начать стараться жить соответственно приоритету развития своей собственной нравственности надо всем прочим?

А если школьник не обладает такого рода знаниями и навыками, то:

ВВЕДЕНИЕ В ГУМАНИЗМ: В ЛОЖНЫЙ И В ИСТИННЫЙ

Гуманизм из словаря

Первый раздел учебника называется “Введение”. Автор “Введения” — Л.Ф.Иванова, кандидат педагогических наук, — начинает его следующими словами:

«Курс обществознания открывается разделом о человеке и человеческом отношении ко всему, что его окружает. Человеческое отношение по-другому называют гуманным (от лат. homo — человек). Гуманным называют великодушное, доброе отношение к людям, готовность понять другого, стремление видеть в нём равного себе, достойного уважения человека.

От этого же слова происходит и понятие «гуманизм». В словаре гуманизм определён так: «Исторически развивающаяся система воззрений, признающая ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием справедливости общества». (Каком словаре? — уважение к читателю обязывает давать точные библиографические ссылки. Если же тот или иной вопрос можно изъяснить своими словами, то не надо уходить от ответственности и ссылаться на авторитет неведомого для читателя “словаря”, поскольку в этом проявляется неуважение к читателю. См. абзац выше о гуманном отношении к людям).

(…) Гуманизм — это не только определённое отношение к человеку, но и его определённое поведение. Такое значение гуманизма даёт нам возможность предположить, что все люди достойны уважения и им присущи добрые качества. Хотя, конечно, не всегда добро, заложенное в людях, проявляется свободно и беспрепятственно. Иногда обстоятельства мешают доброму поступку, развитию лучших качеств. Во многом гуманизм как принцип поведения зависит от устройства общества, законов, по которым живут в нём люди. О справедливости и гуманности общества люди мечтали веками. Гуманное общество это общество справедливое, в котором главное — человек, его благо. Чем большему числу людей общество может дать всё необходимое для подлинно человеческого существования, для разнообразных проявлений в них лучшего, доброго, светлого, тем оно гуманнее.

Истинный гуманизм заключает в себе ответственность человека за свои дела и поступки» (стр. 6).

Лицемерие —норма жизни «наумычей» и Ко

По нашему мнению только этого приведённого фрагмента текста более чем достаточно для того, чтобы:

    Во-первых, дизквалифицировать авторов учебника, т.е. лишить их учёных степеней и званий, дипломов о высшем образовании, а так же — лишить права заниматься педагогической деятельностью.

    Во-вторых, снять с учебника рекомендательный гриф Министерства образования РФ.

    В-третьих дизквалифицировать тех экспертов и чиновников Министерства образования, которые в прошлом присвоили этому учебнику рекомендательный гриф.

Учебник, в котором так объясняется понятие и само жизненное явление гуманизма, работает на то, чтобы сломать интеллект школьника, заставив его согласиться со вздором, поскольку для получения хорошей оценки у дурного учителя школьник вынужден возпроизвести весь вздор из учебника, подав его как своё мнение и не задавая вопросов, которые показывают жизненную несостоятельность высказанных в учебнике мнений.

Если при этом школьник думает над прочитанным в учебнике, соотнося сказанное в нём с жизнью, то вздорность написанного для него будет очевидна. Но, отвечая урок дурному учителю, школьник вынужден будет делать вид, что в учебнике вздора нет и что он сам обогатился из учебника новым знанием. Таким образом на протяжении 8 — 11 классов учебник обществознания учит в школе детей лицемерию как оправданной в самом же учебнике норме жизни всего общества.«…не всегда добро, заложенное в людях, проявляется свободно и беспрепятственно. Иногда обстоятельства мешают доброму поступку, развитию лучших качеств», — соответственно лицемерие — норма жизни. Это обстоятельство следует соотнести с приведённым выше мнением Аристотеля о движении вперёд и движении назад в личностном развитии человека и сделать соответствующие выводы о характере обучения в школе и его последствиях.

Если школьник бездумно возпроизводит этот вздор, признавая его своим собственным мнением, то он становится идиотом. Если же он безальтернативно отвергает вздор, то он по завершении учебного курса в лучшем случае остаётся незнайкой, потерявшим в школе время, а в худшем — обретает отвращение как к обучению, так и к самообразованию, что снижает потенциал развития общества и порождает опасность для жизни как этого общества, так и окружающих его других обществ в нескольких поколениях.
 

Мавроди и Чекатило — «достойные люди» (по «наумычу»)

Чтобы убедиться в том, что приведённый отрывок из “Введения” вздорен, давайте соотнесём авторский текст с реальной жизнью и для этого выделим в тексте жирным шрифтом то, на что следует обратить внимание и самостоятельно переосмыслить: «Гуманным называют великодушное, доброе отношение к людям, готовность понять другого, стремление видеть в нём равного себе, достойного уважения человека. (…) Гуманизм это не только определённое отношение к человеку, но и его определённое поведение. Такое значение гуманизма даёт нам возможность предположить, что все люди достойны уважения и им присущи добрые качества».

Действительно в своём воображении можно предположить, что «все люди достойны уважения». Однако попытка осуществить этот принцип на практике означает, что тогда уважения одинаково без разбору достойны: Христос, Иуда, члены синедриона; хан Мамай и князь Дмитрий Донской; царь Василий Шуйский, Лжедмитрии с разными номерами, Минин и Пожарский; Пушкин и Геккерен с Дантесом; Гитлер, Троцкий, Сталин; краснодонские подпольщики-молодогвардейцы и изменники Родины, холуи оккупантов, которые пытали молодогвардейцев в гестаповских застенках (гуманисты-демократизаторы России изъяли роман А.Фадеева “Молодая гвардия” из школьного курса литературы, чтобы не возпитывать на примере их подвига настоящих человеков); Горбачёв, Ельцин, Мавроди, новые россиянские миллиардеры (на начало 2004 г. долларовых миллиардеров в «Россиянии» 25 «экземпляров», 23 из числа которых проживают в Москве) и все миллионы обездоленных ими; сексуальный маньяк и убийца Чекатило и множество менее известных насильников и убийц. А те, кто уважает только некоторых из них, отказывая в уважении другим, — нравственно недоразвитые, нравственно извращённые люди и не «гуманисты».

Мы не перетолковываем превратно авторский текст, а соотносим его — такой, каков он есть, — с реальной жизнью. И ссылки на то, что мы якобы не в праве так поступать потому, что автор якобы неточно выразил свою мысль и т.п., в данном случае неуместны, поскольку:

Во-первых, автор — имеет учёную степень кандидата педагогических наук, а руководитель авторского коллектива в целом и данного автора персонально — академик РАО, профессор, доктор педагогических наук, и все эти регалии автора и руководителя авторского коллектива, освобождающие от необходимости работать руками и оплачиваемые обществом гораздо выше МРОТ (минимальный размер оплаты труда.), должны обязывать авторов выражать мысли однозначно понимаемым образом, изключающим возможность неадекватного понимания.

Во-вторых, мы читаем не стенограмму поисково-творческой дискуссии, в которой люди, беседуя о ещё непознанном, выражают мысли так, как это позволяет им их личностное развитие и миропонимание, а 8 е (!!!) издание учебника, переработанное и дополненное (!!!). Т.е. авторы сами обязаны были прочитать (или хотя бы просмотреть) этот учебник, как минимум, 8 раз и 8 раз подумать над тем, есть ли в реальной жизни место тому, что они там понаписали.

В-третьих, авторы обязаны были думать о том, как их слово отзовётся, не имея права прятаться за слова Ф.И.Тютчева ( Нам не дано предугадать, / Как наше слово отзовётся. / Но нам сочувствие даётся, / Как нам даётся благодать), поскольку на основе прочтения их учебника у десятков тысяч (заявленный дополнительный тираж — 71000 экз) нынешних школьников сложатся или не сложатся представления о том, что является сутью человека, к какому характеру жизни общества людям должнo стремиться и как воплотить в жизнь эти устремления так, чтобы в будущем не ссылаться на то, что «не всегда добро, заложенное в людях, проявляется свободно и безпрепятственно. Иногда обстоятельства мешают доброму поступку, развитию лучших качеств». Тем более, что подобного рода ссылки исторически реально слишком часто оказываются заурядным цинизмом обыкновенных злодеев.

В отличие от того, как предлагает понимать гуманизм автор, в реальной жизни одних и тех же людей за их определённые поступки уважают одни; и за те же самые поступки тех же самых людей не уважают другие. В жизни же, вне зависимости от того, что пишут авторы учебника, определённые люди уважают и не уважают других людей за что-то определённое, совершённое или не совершённое ими. В силу определённости намерений людей и их поступков, в которых и выражаются эти намерения, невозможно не то, что уважать всех людей без изключения, но даже невозможно стремиться к уважению всех людей без изключения.

Для того, чтобы начать уважать, например, Гитлера или Троцкого, Горбачёва, Ельцина, Мавроди и Чекатило, — надо себя покалечить и в нравственном, и в интеллектуальном отношении.

Иными словами, нравственность и миропонимание людей выражаются в уважении ими одних за их определённые дела и в неуважении ими тех же самых или других людей за определённые дела, но уже другого рода. Уважают, как и не уважают, людей за что-то определённое.

И потому неизбежно встаёт вопрос об объективной праведности и правомочности поступков одних людей и нравственной обязанности окружающих их уважать либо не уважать соответственно делам, что, в свою очередь, должно выражаться в поддержке уже своими делами людей уважаемых.

Но этой проблематики, определяющей характер жизни общества и его перспективы, авторы учебника не заметили.
 

«НЕ СЛУГИ ПРОСВЕЩЕНЬЯ, А ХОЛОПЫ»

Если же “уважают” вне зависимости от того, что человек совершает, то это называется холопство. Холопству свойственны двойственные «нравственные стандарты», по какой причине за что одного “уважают”, другого порицают. И в этом смысле исторически реальное христианство — холопствующее вероучение, поскольку согласно воззрениям иерархии церковных вероучителей:

Христу позволительно разогнать бичом торговцев в храме (Иоанн, 2:13 — 18,). Но если читатель проделает то же самое по отношению к торговцам в любом православном храме, то это будет порицаемо;

Христу позволительно унизить Хананеянку, приравняв её человеческое достоинство к пёсьему в сопоставлении с иудеями (Матфей, 15:21 — 28, комментарий в аналитической записке 1999 г. “Почему, призывая к Богодержавию, Внутренний Предиктор не приемлет Последний Завет”);

Христу позволительно, явившись на пути в Дамаск Савлу (будущему апостолу Павлу), его ослепить, а потом по существу шантажировать деморализованного человека возможностью обрести зрение снова на условиях подчинения шантажисту (Деяния апостолов, гл. 9).

Эти примеры двойственности нравственно-этических стандартов церквей по отношению к разным личностям показывают, что иерархи церквей имени Христа пытаются холопствовать перед Богом, а паству принуждают к холопству не только перед Богом, но и перед собой.

Так под видом «гуманизма» учебник обществознания предлагает в качестве жизненного идеала школьникам холопство. Или нравственное безразличие, когда холопствовать не перед кем.

И это означает, что авторы учебника сами — зажравшиеся холопы.
 

ПОЧЕМУ У НАС «НАВЕРХУ» ПОДЛЕЦЫ И МЕРЗАВЦЫ

Те, кто считает, что с нашей стороны так проявлять «невежливость» по отношению к авторам учебника недопустимо, пусть подумают над афоризмом В.О.Ключевского: «У них нет совестливости, но страшно много обидчивости: они не стыдятся пакостить, но не выносят упрёка в пакости».

Занимаясь разсмотрением физических теорий, допустимо не переходить от их тематики к анализу и характеристикам личностных качеств их авторов. Но во всех отраслях человеко-общество-ведения такого рода формальная вежливость обрекает на содержательное безплодие, поскольку именно люди персонально, социальные группы и общества являются в них и объектами изследований, и субъектами изследователями. И при этом выясняется, что все проблемы жизни тех или иных людей персонально и обществ в целом при их углублённом содержательном разсмотрении объективно оказываются проблемами личностно-психологического характера каждого из людей, образующих социальные группы и культурно своеобразные общества в целом.

Но также и в естествознании переход от разсмотрения научных идей к разсмотрению личностных нравственно-психологических качеств их авторов, запрещённый традиционной этикой научной деятельности, позволяет в ряде случаев понять причины тех или иных научных заблуждений и достижений.

И соответственно этому обстоятельству, прежде чем начинать писать учебник обществознания, — надо выявить и если не изжить, то хотя бы начать изживать в самом себе холопство и другие пороки, поскольку чем их меньше — тем чище знание, выраженное в учебнике. Академик Н.Н.Моисеев (математик и экологист, авторитетная фигура в 1970 е — 1990 е гг., ныне покойный) в ходе дискуссии в «Горбачёв-Фонде» высказался: «Наверху (по контексту речь идёт об иерархии власти) может сидеть подлец, мерзавец, может сидеть карьерист, но если он умный человек, ему уже очень много прощено, потому, что он будет понимать, что то, что он делает, нужно стране», (цитировано по изданию «Горбачёв-Фонда» “Перестройка. Десять лет спустя”, Москва, «Апрель-85», 1995 г., стр. 148, тир. 2500 экз.). Если смысл этого высказывания выразить короче, получится: “То, что хорошо для умного подлеца, — хорошо для всей страны”.

Возражений этому не последовало. Причины молчаливого согласия представителей интеллигенции, участвовавших в дискуссии (включая и первоиерарха кинематографии и “нравоучителя” Н.С.Михалкова) можно понять из слов искусствоведа И.А.Андреевой, которая сумбурно (её самооценка, см. там же, стр. 156) высказала следующее: «Нравственные основы — это высоко и сложно. Но элементы этики вполне нам доступны» Т.е., что такое нравственность и, соответственно, что такое праведность, — участникам дискуссии неведомо. Поэтому, если «наверху» окажется умный, но не подлец и мерзавец, тот, кто непреклонно старается воплотить в жизнь праведность, то вся корпорация подлецов и мерзавцев начнёт вопить, что к власти пришёл жестокий тиран.
 

СНАЧАЛА — НРАВСТВЕННОСТЬ, ПОТОМ — СОЦИОЛОГИЯ, ЗАТЕМ — ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

И это не случайная оговорка. «Нравственность человека — последний по значимости вопрос в профессиональной деятельности» — это принципиальная позиция исторически сложившейся научной “элиты”, о чём свидетельствует ещё одно высказывание академика Н.Н.Моисеева в том же смысле: «Не следует, скажем, ограничивать цели и предмет научных изследований этическими требованиями. Этика аккумулирует опыт прежней жизни, в том числе (а может быть, в первую очередь) опыт пережитых неудач. А наука — это всегда поиск новых возможностей развития общества и его адаптации к окружающим условиям. В поисках (не в употреблении, конечно) не должно быть никаких ограничивающих запрещающих правил!» (Из статьи академика Н.Н.Моисеева и доктора физико-математических наук И.Г.Поспелова “Направленность эволюции и разум”, журнал “Природа”, № 6, 1990 г.).

Хоть авторы этой статьи и пишут в ней, что «важнейшее свойство эволюционного процесса — его непредсказуемый характер», но на основе всего исторического опыта можно гарантировать самоуничтожение человечества, если и впредь научная (а также и прочая) деятельность будет протекать на основе отсутствия нравственно-этических запретов на цели и предметы изследований в исторически сложившемся обществе, поскольку:

Поэтому единственная защита от этого самоуничтожения — этические запреты на цели и предметы изследований, налагаемые самими изследователями. Но и для этого общество должно признать первенство нравственности во времени над знанием и объемлющее первенство человеко-общество-ведения и жизнеречения (социологии) над «естественными» и «точными» науками. Пока же в научном мировоззрении приоритеты сейчас разставляются так:

  1. «Естественные», «точные» и «технико-технологические» науки, поскольку большинству “очевидно”, что именно они лежат в основе потребительского благополучия.
  2. Социология и вкупе с нею «гуманитарные» науки;
  3. Нравственность изследователя и общества (потребителя научных разработок) последний вопрос, ибо важен научный результат.

В действительности же безопасность общества и каждого из людей требует обратной упорядоченности приоритетов:

  1. Нравственность изследователя и общества (потребителя научных разработок) первый вопрос, ибо важна безопасность получения научного результата и его изпользования.
  2. Социология и вкупе с нею «гуманитарные» науки, изучающие и формирующие нравственно-психологические аспекты жизни людей и общества.
  3. «Естественные», «точные» и «технико-технологические» науки, обеспечивающие технико-технологическую деятельность людей и обществ во всех отраслях деятельности соответственно статистике разпределения людей по различным нравственно-психологическим типам личности.

«ГУМАНИЗМ» БЕЗ ЛЮБВИ К ЛЮДЯМ (ПО «НАУМЫЧУ»)

Такое соотнесение с жизнью предложенного в учебнике понимания гуманизма приводит к необходимости сделать выбор одного из двух мнений:

  1. Гуманизм — пустое слово, а в жизни — невозможная химера. «Гуманистические учения» потребны циничной и лицемерной власти для того, чтобы снимать внутрисоциальную напряжённость и осуществлять «выпас» благонамеренных дураков.

    Это мнение мы оставим в утеху озлобленным безплодным нигилистам, которые недовольны всем. Пусть они из него далее сами делают каждый свои «как бы выводы» о том, что «гуманизм» надо оставить в утеху «лохам», а самому надо накачивать собственную «крутизну», чтобы быть независимым и от «лохов», и от цинично-лицемерной власти. Но «крутые» одиночки торжествуют только на экранах американских боевиков в неестественных обстоятельствах, выдуманных сценаристами, а в реальной жизни о трупы «крутых» претендентов в герои-одиночки хорошо организованные корпорации вытирают ноги.

  2. Гуманизм как творение Добра и Правды — не в том, чтобы “уважать” всех без разбора нравственно безразлично вне зависимости от их дел, а в том, чтобы инициативно-деятельно Любить людей даже тогда, когда их действительно не за что по большому счёту уважать.

В истинном гуманизме выражается Любовь к людям, а не уважение их «за что-то». Любят не за что-то определённое, сделанное либо не сделанное, обещанное или ожидаемое, а от щедрот души, не взирая ни на что, и вопреки многому, что недостойно уважения и за что порицают. И Любовь — это не секс и не психологические привязанности, сковывающие одного (якобы любящего) человека и претендующие на то, чтобы поработить другого (якобы любимого) и обратить его в свою собственную — безправную — человекообразную вещь; Любовь — совокупность совершенства, имеющая основание и цели в себе самой, вследствие чего она освобождает волю человека от разнородных привязанностей, над которым он не был властен, и делает “человека” человеком и по истине свободным, и эмоционально самодостаточным. Но разсуждая о «гуманизме», авторы учебника о такой Любви как-то “забыли”. Возможно потому, что многозначное слово «любовь» в первом и главном для них значении — синоним для обозначения секса. И соответственно, если говорить о любви ко всем людям, то при таком отождествлении любви и секса можно нарваться на упрёки в пропаганде среди школьников разврата без различия пола и возраста.

По существу же авторы, разсказав в учебнике о “гуманизме” без Любви ко всем людям без изключения, явили своё ханжество: “Вы любите ли сыр?” — спросили раз ханжу. / “Нет, — он отвечал, — я вкус в нём нахожу” (Козьма Прутков, Эпиграмма № 1).

И если признать истинным второе мнение, то надо учиться быть человеком и научиться быть человеком, всегда обладающим силами и умением Любить всякого другого человека так, чтобы встретившийся в жизни потенциальный Гитлер или Чекатило не состоялся в качестве Злодея, но тоже стал бы Человеком, преизполненным инициативно-деятельной Любовью и потому достойным уважения. А для того, чтобы целеустремлённо научиться быть человеком, прежде всего необходимо ясно увидеть объективную суть человека — тот идеал, который должно воплотить в Жизни в себе самом всем и каждому. И соответственно этому на втором форзаце учебника весьма уместно приведено высказывание Ф.Шеллинга (Фридрих Вильгельм Иозеф Шеллинг (1775 — 1854), немецкий философ идеалистического толка): «Человек в известной степени вырастает, когда он познает самого себя и свою мощь. Внушите человеку сознание того, что он есть, и он скоро научится быть также тем, чем он должен быть». (Цитата приведена в “орфографии” учебника. Это — тот случай, когда отрицание авторами учебника и издателями необходимости пользоваться буквой «ё» порождает неопределённость смысла. Читателю необходимо выбрать один из двух вариантов прочтения «познает» либо «познаёт». «Познает» относится к действию, которое должно завершиться в будущем; а «познаёт» характеризует действие, которое ещё не завершено и протекает в настоящее время. Так что имел в виду Ф.Шеллинг: «когда он познает»? либо «когда он познаёт»? И такая неряшливость в 8 м издании учебника, имеющего рекомендательный гриф Министерства образования… Нехорошо.)


И казалось бы именно к этой проблематике далее и обращается учебник, поскольку его первая часть называется «Человек. Природа. Общество», в которой глава I названа: «Что такое человек». Её начинает «§ 1. Что делает человека человеком?», автором которого является сам академик РАО Л.Н.Боголюбов.
 

Что делает обучение в российской школе с человеком

Академик-то —двоечник!

Мы прочитали § 1 главы I…

Понять содержание и пересказать его другому человеку своими словами — невозможно. Если полагаться на интеллект и совесть тех, кто произвёл Л.Н.Боголюбова в академики РАО, доктора наук и профессора, то останется разписаться в собственном слабоумии, и на этой основе психологически сломаться, утратив веру в себя: как же, параграф лично написал доктор наук, профессор, академик; надо полагать написал умно, а нам — простым людям, тем более школьникам, — всей глубины им написанного не понять по своему слабоумию и невежеству.

Поэтому обратимся к тексту учебника, чтобы понять, кто в действительности слабоумен: авторы учебника либо большинство его возможных читателей.

Пятистраничный параграф академик завершает “подведением итога”:

«Каковы же отличия человека от животных? Во-первых, человек способен производить орудия труда, использовать их. Во-вторых, он обладает сложно организованным мозгом, мышлением и членораздельной речью. В третьих, человек способен к целенаправленной творческой деятельности.

Человек — биосоциальное существо, представляющее собой особое звено в развитии живых организмов на Земле» (стр. 13)

За этим «итогом» следует перечень вопросов для самопроверки, которые мы возпроизводим ниже (комментарий к 5 вопросу — наш):

  1. Что означают слова: «Человек — существо биосоциальное»?
  2. Какие свойства человека являются биологическими?
  3. Какие качества человека имеют социальную природу (т.е. возникают только в обществе)?
  4. В чём проявляется творческий характер деятельности человека?
  5. В чём заключается взаимосвязь между мышлением и речью?

    Наш комментарий:

    Задавать этот вопрос восьмикласснику подло. Подло по причинам:

    1. Ни в одном из изучаемых предметов в школе не сообщается ничего содержательного ни о мышлении; ни о месте и роли мышления в психической деятельности личности; ни о процессе психической деятельности; ни о материальных носителях этого процесса; ни о его организации и содержании;
    2. Ни один школьный курс не сообщает ничего содержательного о природе членораздельной речи и её обусловленности объективными (общефизическими) и субъективными (личностными и общественно-культурными) факторами.
    3. Обучение языкам (как родному, так и иностранным) носит характер овладения языковыми конструкциями (набором слов и грамматикой, сложившимися в обществе и узаконенными нормами-стандартами изустной и письменной речи), но никак не показывает, что специфические в каждом языке языковые конструкции (формы) являются средством выражения смысла, представляющего собой содержание процессов мышления и взаимопонимания людей.

    Поэтому школьник может наговорить в ответ на этот, действительно жизненно важный вопрос, кучу безсодержательных банальностей, которые учитель может оценить, как угодно, от «отлично» до «очень плохо — тема не разкрыта». В подтверждение правильности здесь сказанного и сам академик в разсматриваемом параграфе учебника написал больше страницы безсодержательных банальностей на тему «Мышление и речь», но его академическое звание подразумевает неуместность и несостоятельность критики, изходящей из простонародья.

    В настоящей записке в освещение темы «Мышление и речь» мы вдаваться особенно не будем. В материалах КОБ она обстоятельно освещена в работах “Диалектика и атеизм: две сути несовместны” и “Язык наш: как объективная данность и как культура речи”.

  6. Как проявляются способности человека?
  7. Что такое самореализация человека?
  8. Почему самореализация человека возможна только в деятельности?

Можно было надеяться, что академик изложил содержательные ответы на них в тексте параграфа. Однако надежды тщетны: академик не смог возпользоваться известными ему фактами и потому «не разкрыл тему», заявленную им в названии параграфа. Соответственно канонам оценки сочинений в школе, написанный им параграф заслуживает оценки «2» (за то, что некоторые факты знает: если бы и фактов не знал, то была бы заслуженная «1»).
 

Академик-то — расист!

«Отличие человека от других живых существ. ЧТО (выделение наше) такое человек? Чем он отличается от животных? Над этими вопросами люди задумывались давно. Древний философ Платон отвечал на них так: «Человек — это двуногое животное без перьев». Через две тысячи лет известный французский физик и математик Б.Паскаль возразил Платону: «Человек без ног всё же остаётся человеком, а петух без перьев человеком не становится».

Что отличает людей от животных? Есть, например, признак, присущий только людям: из всех живых существ лишь человек имеет мягкую мочку уха. Но является ли этот факт тем главным, что отличает человека от животных? Вообще-то эта фраза может быть квалифицирована как пропаганда расизма в скрытой форме; поскольку есть множество людей, чьи уши не имеют мочек и этот признак генетически запрограммирован. Соответственно, если «лишь человек имеет мягкую мочку уха», то те, чьи уши не имеют мочек от рождения, — не люди? Конечно, академик объяснит, что он не это «имел ввиду», и не надо делать таких выводов из его слов. Но его текст — выражение того, что школа не учит языку как средству точного выражения смысла.

Великие мыслители пришли к выводу: самый важный признак человека заключается в том, что он существо общественное, или социальное (латинское слово socialis означает «общественный»). (Вспомните из курсов истории и биологии, что вам известно о происхождении человека). Итак, человек — это существо общественное. Лишь в обществе, в общении между людьми происходило формирование таких человеческих качеств, как язык (речь), способность мыслить и др.» (стр. 8).

На этом «др.» прервёмся, кое-что вспомним, как это советует нам академик, и подумаем. Но для начала отметим слово «между». «В общении между людьми»? либо «в общении с другими людьми»? Попробуйте пообщаться «между», а не «с» кем-либо. Это к вопросу о культуре речи, когда неряшливость в мышлении выражается в «словесных штампах».
 

«Ищу человека…»

Платон жил в 428/427 — 348/347 гг. до н.э. В каком контексте Платон высказал мысль: «Человек — это двуногое животное без перьев», — мы по невежеству своему не знаем, а академик этого не сообщает, хотя возможно, что и сам он оригинальных текстов Платона не читал (древнегреческий после 1917 г. изъят из общеобразовательных программ). Возможно, что в том контексте, в котором эту фразу «выдал» Платон, она была уместна и потому умна в том, объемлющем её, контексте. Но вырванная из контекста и поданная в качестве самостоятельного определения того, что есть человек, она представляет собой культовую глупость, которая из века в век кочует из одной книги в другую.

Современником Платона был и другой греческий мыслитель — Диоген из Синопа (404 — 323 гг. до н.э.). И легенда о нём куда более значима для понимания того, кто есть человек, а кто — человекообразный член общества, нежели «мысленный эксперимент» в области «курощупства» тех, кто серьёзно цитирует “определение” Платона и серьёзно возражает ему. Диоген не сомневался в том, что человек — существо общественное. Он жил один, а домом (как сообщают о нём литературные источники) ему была большая пустая бочка. Он ходил в город Синоп — в общество — днём с зажжённым фонарём. Поскольку днём светло, то сограждане недоумённо задавали ему вопрос: «Почему ты днём с фонарём?» — На него Диоген отвечал просто, но непонятно (для подавляющего большинства): «Ищу человека…»

Диоген не был ни дураком, ни клоуном, потешающим толпу зевак. Он имел какие-то свои представления о том, что должен являть собой человек в жизни. Но он находил, что его сограждане-соотечественники в качестве «человеков» не состоялись, хотя и имеют образ тела вполне человеческий. Отсюда и произтекает его ответ на недоумённые вопросы сограждан.

Вопрос: Почему академик сообщает школьникам клоунски-идиотское (либо нагло издевательское: — вряд ли Платон был идиотом либо клоуном) “определение” Платона, но умалчивает о том, что в истории есть легенда о Диогене, понять смысл которой — значит прояснить для себя и других существо множества проблем и вопросов? Т.е. почему академик уходит от главного и не желает пояснить ответ Диогена «Ищу человека…», который Диоген давал на задаваемые ему вопросы о фонаре?
 

Академик не знает ответа

Наш ответ на вопрос: “Почему академик уходит от легенды о Диогене? ”(о ней он не может не знать, поскольку её упоминают не только вузовские курсы истории философии, но и многие потешники-юмористы. И надо очень «постараться», чтобы стать академиком и не знать этой легенды.) — прост: академик не знает ответа на вопрос, кто есть человек, а кто состоялся всего лишь как человекообразный субъект. Не знает он этого потому, что об этом не сообщается в прочитанных им книгах, а творческие навыки, необходимые для того, чтобы самостоятельно выработать соответствующее знание, — им лично не выработаны в процессе возпитания и получения образования; но зарплату (а возможно и авторский гонорар за издание и переиздание учебника) получать хочется, а общественно полезно работать — нет ни умения, ни желания: «что бы ни делать — лишь бы не работать».
 

Академик — жертва педагогики

Иначе говоря, академик — сам жертва нравственно порочного возпитания и кодирующей педагогики, которая программирует психику школьников разнородными сведениями, но не учит их чувствовать Жизнь, мыслить самостоятельно и коллективно. Но именно это всё, чему не учит школа, и необходимо для личностного развития и обретения качества «человека состоявшегося». И поскольку академик не чует того, что в легенде о Диогене сокрыто многое жизненно значимое, а общество однако возвело его в ранг академика, то это показатели, которые объективно говорят: Со времён Диогена в обществе ничего качественно не изменилось, и обозначенная Диогеном проблематика преображения исторически сложившегося общества в общество человеков по прежнему актуальна.

И чтобы жертв порочного возпитания и кодирующей педагогики, подобных авторам учебника, в будущем не было, чтобы свершилось преображения нечеловеческого общества в общество человечное, необходимо разкрыть объективный жизненный смысл ответа Диогена: «Ищу человека». Тогда в обществе будет развито доступное для освоения всем человеко-общество-ведение, которое сделает невозможным ложногуманистический трёп на социологические темы. Иначе такой трёп будет по-прежнему приводить к большим и малым бедствиям людей персонально, общества, человечество.

Современная российская школа, разрывая взаимосвязи различных сведений, объединяя ошибочные и заведомо лживые сведения воедино с истинными, превращает каждого школьника, — в субъекта, чьи мировоззрение и миропонимание раздробленны на взаимно изолированные и конфликтные по отношению друг к другу фрагменты; который не способен думать сам; потому с таким мировоззрением и миропониманием недалеко и до явно выраженной шизофрении. А те, кто способен выявлять вздор в школьных учебниках, — неизбежно оказываются в конфликте со школой как общественным институтом в лице дурных учителей этой школы: т.е. исторически сложившаяся школа под ложногуманистический трёп о человеке отвергает лучших в нравственно-психическом отношении учеников либо «прессует» их, чтобы они:

Нужна ли нам такая школа, обучение в которой потенциально здорового в нравственном, психическом и интеллектуальном отношении ребёнка ведёт к тому, чтобы он стал циником, лицемером, слабоумным шизофреником или невежественным незнайкой?
 

Выводы и предложения

И потому при вдумчивом прочтении всего лишь одного первого параграфа учебника “Введение в обществознание” возникнет желание:

  1. Преобразовать Российскую академию образования (РАО) в Российское педагогическое общество, не имеющее прав присваивать какие-либо учёные и почётные звания и степени.
  2. Ликвидировать Высшую аттестационную комиссию и аннулировать все квалификационные дипломы, выданные ею в прошлом, дабы не плодить честолюбцев, от которых один вред и науке, и технике, и всему обществу.
  3. Разогнать нынешний штат Министерства образования РФ и набрать новый на конкурсной основе.
  4. Всех паразитов на науке и образовании из ВАК, РАО, Минобразования обязательно трудоустроить на низовых рабочих должностях в дорожном и гражданском строительстве — чтобы жизнь человека знали не по книгам, а прочувствовали на своей собственной шкуре и думали соответственно реальной жизни.

И это желание выражает не агрессивность озлобленных завистливых недоумков-неудачников, не сумевших пробиться в легитимную “интеллекутальную элиту” общества, а произтекает из свободного разумного соотнесения текста учебника “Введение в обществознание” с фактами, известными по жизни, из других учебников и публикаций в прессе.
 

Когда всем будет понятно кого искал Диоген

Однако, если провозглашая заботу о детях, начать немедленно осуществлять эти меры, то ничего хорошего не получится. Чтобы их осуществить:

В составе этих поколений появятся новые научные и управленческие кадры, которым будет понятно, что в самоуправлении общества неуместны академии и высшие аттестационные комиссии, министерства и прочие структуры, укомплектованные оторвавшимися от жизни бюрократами — запрограммированными зомби и просто проходимцами, для которых документооборот и есть дело, а не средство обеспечения коллективной деятельности людей в обществе. И люди этих поколений, входя в науку и власть, — выражая в делах своё миропонимание, — сами просаботируют и сведут на нет бюрократическую деятельность названных и других того же рода учреждений, упразднят многие из них за не надобностью.

Развитие нравственное и развитие миропонимания общества представляет собой развитие культуры и оно должно опережать реформы, чтобы реформы не пошли крахом и не дизкредитировали закладываемые в реформы по существу правильные жизненно состоятельные идеи.

Пока же необходимо это пережить, понимая, что единственное обстоятельство, смягчающее вину академика и возглавляемого им авторского коллектива, также и школы в целом как общественного института, состоит в том, что они — сами жертвы порочного возпитания и кодирующей педагогики прошлых лет, программирующей психику детей на неспособность думать и замусоривающей память всевозможным вздором наряду со вполне пригодными для пользования ими в готовом виде знаниями.

Однако вне зависимости от того, что пишут академик и возглавляемый им авторский коллектив в учебнике “Введение в обществознание”, надо внести ясность в затронутые в параграфе 1 вопросы и понять, что есть человек: со времён Диогена прошло много веков — пора выявить идеал человека и воплотить его в жизнь.
 

КТО ИЗ ЛЮДЕЙ ЕСТЬ НАСТОЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК В ЖИЗНИ

Генетика человека допускает четыре типа строя его психики, определяющих характер организации психической деятельности личности:

При этом, если у субъекта возникает зависимость от дурманов, то он обретает стойкое изкажение своего биополя. И соответственно, по параметрам своего духа он перестаёт принадлежать к биологическому виду «Человек разумный». Кроме того большинство дурманов являются генетическими ядами, т.е. они разрушают хромосомные структуры тех, кто их принимает в свои организмы. Дефективные хромосомные структуры передаются потомству, что так или иначе подрывает их здоровье. Это тем более имеет место, если зачатие произходит до того, как системы возстановления хромосомных структур, действующие в организме, успевают изправить повреждения. Но если генетические яды поступают в организм слишком часто и в таких количествах, что системы возстановления хромосомных структур организма не успевают изправлять все повреждения, то потомство просто обречено на вырождение. Именно эти обстоятельства и позволяют назвать этот тип строя психики опущенным ниже животного.

Каждый тип строя психики, выражаясь в поведении множества людей, порождает культуры народов и человечества в целом. И это приводит к вопросам:

Какая культура (определяемая по качеству возпроизводства в ней в преемственности поколений того либо иного типа строя психики) представляет собой тот идеал, который должен быть воплощён в жизни человечества?

Как изжить порочные по качеству культуры, препятствующие воплощению в жизнь избранного идеала?

Именно на эти вопросы должен отвечать учебник человеко-общество-ведения.

Если бы Л.Н.Боголюбов хотя бы после того, как стал академиком (Пока он шёл к этому, мыслительная деятельность протекала под девизом: «Учёным можешь ты не быть, но кандидатом (потом доктором, потом профессором, потом членкором, потом академиком) быть — обязан!» Во всяком случае такое впечатление производит учебник, созданный возглавляемым им авторским коллективом), задумался о смысле своей фамилии и вдался бы в разсмотрение вопроса о том, что именно в человеке общебиологического, а что характерно изключительно для него, и изложил бы вопрос о генетически запрограммированной вариантности организации психической деятельности людей в параграфе 1 своего учебника, то у его авторского коллектива получился бы качественно иной учебник.

И уже по прочтении параграфа 1 школьник мог бы задуматься о том: кто есть человек? состоялся ли он сам в качестве человека? и о многом другом, что связано в ответами на эти вопросы и что произходит в жизни общества.

И если просмотреть текст настоящей аналитической записки, то можно убедиться, что фактов, сообщаемых академиком, вполне достаточно для того, чтобы придти к изложенному выше мнению о том, кто есть человек, а кто в таковом качестве не состоялся. Наше упоминание Диогена для этого не обязательно, поскольку носило характер воздействия извне, необходимого для того, чтобы вывести читателя из “логики” повествования доктора педагогических наук, профессора, академика РАО.

15 — 26 марта 2004 г.

О публикации

Название: Урок обществоведения
Раздел:№12 (156) март 2004 г.
Опубликовано:29.03.2004
Изменено:
Постоянный адрес:http://old.kpe.ru/articles/744/
Обращений:2008 (0.27 в день)
Сохранить на диск:
Сохранить в формате HTML на диск для оффлайнового просмотра или архива