Некоторые соображения преподавателей Достаточно общей теории управления
по поводу «Открытого письма президенту России» — «Надо спасать школу!», опубликованного в Санкт-Петербургской газете «Смена» 9 апреля 2003 года
Проведем краткий анализ материала статьи с использованием методологии Достаточно общей теории управления (ДОТУ) и её раздела Полной функции управления.
Для начала, представим содержание статьи в виде тезисов.
Тезис первый «О воспитании»:
…цель школьного образования заключается не только в том, чтобы наполнить головы детей набором формул, правил, дат, имен. Школа должна с раннего детства воспитывать у будущего полноправного гражданина стойкую убежденность …
… наше общество самоустранилось от воспитания собственных детей и лениво и беспечно отдало целиком всю эту систему в монопольное владение чиновнику…
…ГОРАЗДО более опасными и долгоживущими, чем экономический ущерб, наносимый государству чиновничье-бюрократической системой образования, являются последствия воспитательные, социально-нравственные.
… каждый год школа «впрыскивает» в самостоятельную жизнь до полутора миллионов молодых людей, которым она прививала нравственный СПИД.
… практически узаконенная «образовательная» фальсификация развращает и разлагает и самих преподавателей.
Тезис второй «Об управлении»:
…чиновник, а не общество (в лице его представителей) определяет, чему нужно учить детей, т.е. содержание школьных программ. Именно чиновник указывает, как нужно учить детей, ибо учебно-воспитательные методические структуры формируются им и административно подчинены ему. Именно чиновник, в нарушение существующего, но не работающего закона об образовании, решает, кто должен учить детей, поскольку он сам формирует аттестационные структуры или по крайней мере держит их сотрудников в административной зависимости от себя. Чиновник узурпировал право и обязанность оценивать качество работы системы образования: не общество, «потребляющее» никудышную «продукцию», выпускаемую этой чиновничьей системой, и страдающее от невежества ее питомцев — выпускников школ, дает оценку деятельности системы, а он сам навязывает обществу свою оценку своих собственных неусыпных радений… И сам же чиновник осуществляет контроль и надзор за собственной деятельностью…
Тезис третий «Предложения»:
…халатно, плохо работают правоохранительные органы, прокуратура, которые, по-видимому, считают, что «какая-то там» школьная «двойка-тройка» не является объектом, достойным юридического исследования.
…необходимо решительным образом отстранить чиновника от управления процессом обучения и воспитания детей, освободить школьного учителя от чиновничьего давления и разработать систему четкой персональной ответственности всех без исключения участников подготовки юного гражданина к самостоятельной жизни и труду.
Существующие органы управления образованием следует преобразовать в органы, обслуживающие систему образования.
Необходимо разработать систему аттестации и организации работы школьных кадров, которая обеспечила бы административную независимость школьных администраторов от чиновников и в то же время свела бы к минимуму возможность их административного давления на преподавателей.
Необходимо также создать государственный орган, независимый от органа управления образованием, задачей которого было бы решение вопросов аттестации и контроля достоверности данных результатах обучения школьников. …целесообразно создать реально действующие, а не выполняющие почетные представительские функции общественные комиссии при полномочных представителях президента РФ в регионах, наделить их соответствующими полномочиями и установить надлежащую ответственность.
Всё остальное в статье эмоциональные страшилки для слабонервных обывателей.
Сформулируем данные тезисы кратко:
Тезис 1: Воспитание школьников не ведется
- Школа должна воспитывать школьников как будущих граждан, но этого не делает.
- Общество от воспитания детей самоустранилось.
- Под руководством чиновников школа не только не воспитывает, но и развращает.
Тезис 2: Качество образования неудовлетворительное, поскольку, чиновник сам
- определяет чему, как и кому учить детей;
- осуществляет контроль над процессом обучения.
Тезис 3: Необходимо
- Ликвидировать действующую систему управления образованием, в том числе с использованием правоохранительных органов.
- Сформировать из неё структуру, обслуживающую процесс образования.
- Создать систему «общественного» контроля над образованием.
Рассмотрим тезисы статьи с точки зрения Достаточно общей теории управления, для чего воспользуемся понятием Полной функции управления и определим управленческую значимость данных тезисов.
Концепция управления является этапом полной функции управления. Полная функция управления (как и концепция управления) — иерархически упорядоченная последовательность разнокачественных действий, включающая в себя:
- Опознавание факторов среды (объективных явлений), с которыми сталкивается интеллект, во всём многообразии процессов Мироздания.
- Формирование стереотипа (навыка) распознавания фактора на будущее.
- Формирование вектора целей управления в отношении данного фактора и внесение этого вектора целей в общий вектор целей своего поведения (самоуправления).
- Формирование концепции управления и частных целевых функций управления, составляющих в совокупности концепцию, на основе решения задачи об устойчивости в смысле предсказуемости поведения.
- Организация и реорганизация целесообразных управляющих структур, несущих целевые функции управления.
- Контроль (наблюдение) за деятельностью структур в процессе управления, осуществляемого ими и координация взаимодействия разных структур.
- Ликвидация существующих структур в случае ненадобности или поддержание их в работоспособном состоянии до следующего использования.
- Авторами статьи проведено распознавание факторов среды:
1.1. Образование включает в себя 1) передачу знаний и 2) воспитание у детей каких-то убеждений (каких?).
1.2. Субъектом управления образовательным процессом является чиновник, так как он: 1) формирует вектор целей — определяет чему учить, 2) разрабатывает концепцию — определяет, как учить, 3) формирует структуру — определяет, где и кому учить, 4) осуществляет контроль над образовательным процессом.
1.3. Школа под руководством чиновника плохо реализует процесс образования: результат обучения «никудышный», выпускники невежественны, результат воспитания — развращение и моральное разложение школьников и учителей.
1.4. Общество не является 1) субъектом управления образованием и воспитанием, 2) не является структурой осуществляющей процесс образования и воспитания.
1.5. Общество не осуществляет контроль над образовательным процессом.
Распознавание факторов среды:
— по пункту 1.1 — низкое, поскольку формально оно есть, но содержание не раскрыто, поскольку авторы не определились с убеждениями, которые должны воспитываться, а о нравственности и о соответствующем ей мировоззрении речи вообще не идёт;
— по пунктам 1.2, 1.3. — слабое, переходящее в ложь;
— по пунктам 1.4, 1.5 — полное непонимание вопроса.
- Стереотип распознавания авторами статьи не сформирован.
Использованы имеющиеся в обществе стереотипы: 1) обывателя страшит и даже ужасает «чернуха» в отношении и с участием детей — эксплуатация родительских чувств и инстинктов, 2) готовность обывателя поддержать любые громогласные обращения в «компетентные органы» — эксплуатация звериных инстинктов толпы, 3) навык оставлять в умолчаниях все, что невыгодно переводить в оглашения.
- Вектор целей управления образованием по оглашению авторами определен так:
3.1. Воспитывать у будущего полноправного гражданина
- стойкую убежденность в том, что только честный и добросовестный труд граждан может обеспечить социальное и материальное благополучие всего общества и каждого человека в отдельности, обеспечить безопасность страны;
- уважительное отношение к труду, своему и чужому,
- уважение к собственности, частной (а не личной!) и общественной,
- тягу к истинной образованности и хорошей профессиональной подготовке,
- чувство собственного достоинства, неприязнь ко лжи, фальши, лицемерию.
3.2. «Наполнять головы детей набором формул, правил, дат, имен».
Вектор целей управления образованием по умолчанию авторами определен так:
Необходимо сформировать «убеждённых гражданин» двух типов:
— первый тип, тот который уважает «хозяина» и его частную собственность, готов на него работать и умеет это делать профессионально;
— второй тип, тот который хочет стать «хозяином», морально готов к этому, и умеет им быть.
Причём, умение быть «хозяином» и умение работать на хозяина, ограничены фактологическим знанием.
Обучение детей методологии познания и управления в вектор целей ни по оглашению, ни по умолчанию не входит, то есть, подготовка Хозяев необъятной Родины своей, по мнению авторов письма, вообще не является задачей для общеобразовательных школ России.
- Разработка концепции управления.
В письме нет ни слова о предлагаемой системе управления, поэтому нет ни слова и о концепции управления.
Все в умолчаниях, которые, по-видимому, противоречат оглашаемому вектору целей.
- Формирование структуры.
Предложено сформировать структуру, обслуживающую процесс образования.
В умолчаниях: — «Чиновники, не бойтесь. Вы же «слуги» народа! Куда мы без вас».
- Контроль предложено осуществлять органу, независимому от органа управления (который уже должен быть ликвидирован, или всё-таки нет?). Общественные комиссии при полпредах. Контрольные функции есть, а ответственности нет, если конечно не считать «НАДлежащей». То есть ответственность только перед системой НАДгосударственного управления!
- Существующие структуры управления предложено ликвидировать путём преобразования в структуры обслуживания.
Таким образом, проведенный весьма краткий, по сути, экспресс — анализ статьи «Надо спасать школу!» позволяет сделать следующие выводы.
- Новоявленные «спасатели» (именно так, потому что спасители призывали бы школу спасти, а не спасать неопределённо долго), то есть «граждане» подписавшие статью-письмо-донос концептуально безвластны.
- Авторы (автор?) статьи не знакомы с методологией управления, но хорошо владеют навыками манипулирования общественным сознанием, умеют формировать общественное мнение.
- Реальные проблемы сферы образования, как объективные, обусловленные в первую очередь действием «Закона времени» — т.е. изменением соотношения частот социальных и биологических процессов, так и субъективные, обусловленные периодом концептуальной неопределённости, в котором временно пребывает Россия, в статье не рассматриваются и авторов не интересуют.
- Предлагаемые изменения направлены не на реформирование, а на развал существующей системы образования России.
- Истинные цели, преследуемые рассматриваемой публикацией, установлены с уровня надгосударственного управления и подписантам статьи не ведомы. Хотя, достаточно очевидно, что речь идет о непрекращающихся попытках, путем манипулирования общественным мнением и позицией президента, вписать Россию в глобальный процесс в качестве объекта управления.