Сохранить в формате HTML на диск для оффлайнового просмотра или архива

Глубокая демократия и нравственный социализм

«Слово «Луна», это только палец указующий на Луну,
но не сама Луна. Горе тому, кто перепутает палец с Луной»

Дзен буддизм

Желание написать статью о понимании слов «демократия» и «социализм» в современном российском обществе возникло после введения зам. главы администрации президента РФ Сурковым В. Ю. понятия «суверенная демократия», а также заявления лидера партии «СР»-ов С. М. Миронова о том, что его партия намерена заняться построением в России «социализма», в противовес партии «ЕР»-ов, открыто заявляющих о том, что они строят в России «капитализм». Обсуждение в СМИ этих двух заявлений не закончилось и ведётся до сих пор. Но всё это время что-то удерживало от написания такой статьи. Ну, что писать об очевидном… Ведь у нас об этом всё подробно изложено, писалось и говорилось неоднократно.

Однако, обстоятельства сложились таким образом, что к необходимости написать статью пришлось вернуться. Идея заключается вот в чём.

Сейчас к основополагающим словам, которые столетиями обозначали определённый жизненный уклад, общественные отношения между людьми, которые за счёт длительного применения для многих являются привычными и «понимаемыми правильно» (якобы), к этим словам, обозначающим некое жизнеустройство, стали присовокуплять прилагательные, поясняющие особенности реализации этого жизнеустройства в современной России. Об этих прилагательных спорят учёные, их обсуждают политики, общественные деятели и т. д.

А что, если к этим основополагающим словам («социализм», «демократия»), которые в настоящее время знакомы и привычны абсолютному большинству людей, присовокупить такие прилагательные, которые бы очень многих заставили задуматься над содержательной стороной, над сутью того жизнеустройства, которые эти слова обозначают? Эти прилагательные должны быть яркими и точными. При их осмыслении люди должны приходить к выводу о лживости всех иных толкований этих двух слов («социализм» и «демократия»). Иными словами, эти прилагательные должны нести в себе такую меру понимания, которая бы подталкивала людей к поиску истинной сути того жизненного уклада и отношений в обществе, которую несут в себе слова «демократия» и «социализм».

Два тысячелетия люди произносят слово «демократия» и два столетия слово «социализм». Заглянем в современный словарь иностранных слов.

Демократия (фр. democratie от греческого demos «народ» + kratos «власть»). — форма государственного устройства, признающая народ источником власти и осуществляющая власть через выборных представителей народа.

Социализм (фр. socialisme от лат. socialis «общественный»). — 1. Название ряда учений, целью которых является реализация принципов социальной справедливости, свободы и равенства. 2. Общественный строй, воплощающий эти принципы.

На первый взгляд — всё хорошо и понятно. Однако простые вопросы заставляют задуматься о достаточности раскрытия смысла этих двух слов:

Так какие же прилагательные необходимо присовокупить к нашим двум существительным, чтобы вывести людей на однозначное понимание смыслов, заложенных в эти два слова?

Нравственный социализм

Проше всего и доступнее суть социализма раскрывается через сравнение социализма с капитализмом.

Сейчас многих удивляет заявление о том, что «Справедливая Россия» будет отстаивать курс на построение в стране социализма. И это в то время, когда партия власти «Единая Россия» заявляет о продолжении курса построения капитализма. Раскроем как это нужно понимать.

Думающим людям должно быть очевидно, что лидер «СР»-ов Миронов С. М. не сам по себе принял такое решение. Нет никаких сомнений в том, что он на это получил «добро» свыше! А скорее всего он выполняет поставленную ему от того же «свыше» задачу. Учитывая реалии политического расклада сил в Кремле на протяжении последних нескольких лет, можно сделать однозначный вывод о том, что такие заявления, как, впрочем, и создание партии «Справедливая Россия», санкционированы В. В. Путиным. А скорее всего — инициированы им. Ведь не может же так быть, что имея «мощную партию власти» в лице «Единой России», которая со времён Ельцина, меняя лишь своё название, все эти годы «успешно» занималась построением в России так называемого «капитализма», Путин ни с того, ни с сего разрешил запустить в стране совершенно другой проект — построение социализма?

Путина В. В. можно обвинить в чём угодно, но отнести его к глупцам нельзя никак! Путин В. В. — не глупец! И это его разрешение (а скорее — решение о построении социализма) обусловлено осознанием того, что проект построения в стране капитализма потерпел полный крах. Однако открытое признание этого факта чревато очень серьёзными последствиями как внутри страны, так и на международном уровне.

Путин В. В. проявил себя как очень осторожный и расчётливый руководитель огромной страны. Его нельзя ставить в один ряд с Горбачёвым, который заявил на весь мир, что «перестройка — это неизведанная дорога, товарищи!», и повёл народ «туда, не зная куда», хотя русская пословица гласит: «не зная броду — не суйся в воду!». Поэтому можно предположить, что на Миронова С. М. возложена задача оглашения необходимости поиска этого «брода», о котором говорится в пословице. В первую очередь это касается теоретических положений о том, каким должен быть этот «брод».

Прежний курс на построение «капитализма с человеческим лицом» или «по западному образу» себя не оправдал. Страны Запада прожили свою историю, Россия свою. Некоторые «умники» решили повторить в России за несколько лет всё то, что прожил Запад в течение столетий. Не получилось, ибо никому не удавалось повернуть назад «колесо истории». Поэтому сказанное выше о крахе прежнего курса надо признать (хотя бы по умолчанию, чтобы не разжигать страстей) и скорректировать курс развития страны так, чтобы это было безболезненно для всех и вывело бы страну на устойчивый курс развития.

Может последовать возражение, что, мол, страны Запада нормально развиваются. Но это так только на первый взгляд. У них очень много своих проблем. И это отдельная тема. Скажу только, что «нормальное» развитие стран Запада обусловлено тем, что многое в своём укладе жизни ими взято из социализма.

А где же грань, разделяющая социализм и капитализм?

«Социализм» это уклад общественной жизни, при котором жизненные потребности всякой личности, а также всякой семьи гарантированно удовлетворяются государством. Для этого в системе общественного производства в каких-то видах деятельности частное предпринимательство и частная собственность на средства производства ограничиваются или запрещаются. Могут запрещаться некоторые виды деятельности в целом. Общественно полезно государственное подавление проституции, азартных игр (игорный бизнес), производства и распространения наркотиков (табак и алкогольные напитки — наркотические средства, угнетающие генетику). И не надо бояться, если в обществе они будут существовать некоторое время нелегально. Порок не должен охраняться и поддерживаться действующим законом. При социализме вводятся ограничения на максимальный уровень доходов членов общества. Это необходимо для защиты общественного строя от злоупотреблений со стороны лиц, чьи высокие доходы избыточны по отношению к уровню расходов, которые необходимы для обеспечения комфортных жизненных потребностей личности и семьи. Ну, зачем, спрашивается, нормальному нравственному человеку иметь личный мощный авиалайнер и океанский лайнер, которые большее время попросту простаивают? И это в то время, когда общество в целом испытывает недостаток в транспорте.

Такого рода ограничения с течением времени ведут к тому, что государственный сектор экономики становится преобладающим. Именно эту тенденцию мы и наблюдаем в последнее время в нашей стране.

«Капитализм» в его изначальном виде — это уклад общественной жизни, в котором господствует буржуазно-индивидуалистический способ организации производства и распределения на основе права частной собственности.

Капитализм провозглашает формальное равенство всех граждан перед законом, а решение жизненных проблем личности и семьи большей частью возлагается на саму личность, семью, и на разнородные негосударственные фонды и общественные организации. При капитализме практически нет ограничений на доходы и накопления, остающиеся после уплаты предусмотренных законодательством налогов. Государственный сектор экономики является обслуживающим по отношению к сектору, действующему на основе частной собственности на средства производства. А в результате этого в ведении государства оказываются малорентабельные и убыточные отрасли и производства, без которых, однако, общество обойтись не может.

Исторически так сложилось, что различия социализма и капитализма понимаются, прежде всего, как различия экономического характера, которым подчинены политический и идеологический строй каждой из «общественно-экономических формаций».

В действительности же во всём этом находит своё выражение нравственность власти, которая осуществляет управление жизнью общества. А конфликт в обществе по вопросу о том, «строить социализм либо капитализм»? — это конфликт:

«Нравственность» и «нравится» слова однокоренные. Корень у них один — «нрав». Что он обозначает — находим в словаре В. И. Даля.

«НРАВЪ одна половина или одно из двух основных свойств духа человека: Ум и нрав слитно образуют дух (душу, в высшем значении); ко нраву относятся как понятия подчинённые: воля, любовь, милосердие, страсти и пр., а к уму: разум, рассудок, память и пр. Согласный союз нрава и ума, сердца и думки, образует стройность, совершенство духа; раздор этих двух начал ведёт к упадку.

НРАВЪ — это также общее выражение свойства человека, постоянных стремлений воли его; характер; нрав тихий, кроткий, буйный, крутой и пр.

НРАВЪ — это также свойство целого народа, населения, племени, не столько зависящие от личности каждого, сколько от условно принятого; житейские правила, привычки, обычаи (больше говорят «нравы»).

НРАВСТВЕННЫЙ противоположность телесному, плотскому; духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного. Относящийся к одной половине духовного быта, противоположного умственному, но составляющий общее с ним духовное начало: к умственному относится истина и ложь; к нравственному добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный; согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек праведный, чистый, безукорной нравственности».

Из всего изложенного следует, что «нравственность» это всё то, что люди должны воспринимать в своём понимании как добро и отвергать по жизни в своей деятельности, в мыслях и поступках всё то, что является в их понимании злом. Иначе говоря, истинно нравственным в жизни каждого человека и всех людей (мыслях, поведении, действиях) является всё то, что:

Отсюда следует, что в отношении жизни и судьбы как каждого человека в отдельности, так и всего человечества в целом, нравственными помыслами и действиями будут являться те, которые соответствуют Замыслу Творца в отношении человека и человечества (для верующих) или Законам Природы (для атеистов). Более конкретно, это всё то, что способствует освоению каждым человеком своего потенциала развития, заложенного в его генетику. Это же относится и ко всему человечеству в целом. Самое главное — не нанесение ущерба развитию человека и человечества. Это в первую очередь относится к культуре общества, и его жизнеустройству, к управлению всеми делами общества (в том числе и экономическими), т. е. ко всему укладу общественной жизни. То есть нравственным следует считать всё то, что не наносит ущерба развитию всех природных процессов (Божественных процессов — для верующих).

Однако, понимание людей добра, зла и многого другого, в зависимости от множества факторов, может быть и ошибочным. А из этого следует, что надо говорить о нравственности:

Субъективная нравственность декларируется (провозглашается) в обществе на данный исторический момент времени. Как правило, это делается властными структурами или «идеологическими авторитетами» и полностью зависит от меры понимания властью и «авторитетами» Законов Мирозданья. Такая «нравственность» преподносится народу в качестве «истины». Народ может воспринять её в качестве таковой, но может и отвергать.

Объективная нравственность это такое состояние души каждого человека или общества в целом, которое есть на самом деле. И эта объективная нравственность может отличаться от декларируемой с точностью «до наоборот». Примеров, я думаю, приводить не надо. В истории нашей страны, в том числе и сегодняшней истории, таких примеров достаточно.

«А как же тогда относиться к многим негативным процессам, которые имели место при социализме в СССР?» спросят многие.

Надо ясно различать «социализмы», которые были при Ленине, при Сталине, при Хрущёве, при Брежневе и при Горбачеве. Ведь после революции шёл процесс построения социализма. И прошу обратить внимание вот на что. С начала первой пятилетки и до середины 1950-х гг. темпы экономического роста и роста образовательного уровня в СССР были самыми высокими в мире. И это обстоятельство наводило сторонников капитализма на Западе на грустные размышления о своих перспективах. В ХХ веке под морально-психологическим давлением такого опыта социалистической революции и строительства социализма в СССР, под давлением такого опыта национал-социализма в Германии, а также в процессе решения своих внутренних проблем, капитализм в развитых странах постепенно обзавёлся многими составляющими признаками социалистического уклада. Это и система государственного социального обеспечения личности и семьи, это и органы планирования, государственного регулирования производства и распределения государственной и местной власти, и т. п. При поверхностном анализе это подтверждает теорию «конвергенции двух систем», выдвинутую А. Д. Сахаровым. Но при углубленном анализе это опровергает её, поскольку появление этих атрибутов социализма в капитализме не стёрло различий нравственности, господствующей в каждом из обществ, и соответственно — не стёрло и границы между обеими системами:

Таким образом, при капитализме торжествует несправедливость, которая либо видима явно, либо скрыта и завуалирована для обывателей. А это и есть ни что иное, как безнравственность, поскольку капитализм не представляет возможности каждому человеку осваивать свой генетически обусловленный потенциал развития. Более того, капитализм в принципе не даёт такой возможности вообще всем людям. То есть он наносит непоправимый ущерб развитию человечества. То есть капитализм заведомо содержит в себе безнравственность. Нравственным капитализм быть не может в принципе.

Самобытность же нашего народа не принимает безнравственность. У нас издревле на Руси люди на селе жили общинами, а в городах трудовыми артелями. И что бы сейчас ни говорили и ни писали, абсолютное большинство людей в нашей стране с тоской вспоминают спокойную жизнь в СССР. Это касается даже молодёжи, которая слушает рассказы своих родителей о прежней жизни и смотрит кинофильмы тех лет. При этом надо ясно понимать, что настоящего, истинного социализма в полном его понимании тогда достигнуто не было. Страна тогда находилась только на пути к нему. Конечно, и недостатков было много. Но сравните эти недостатки с тем, что есть сейчас.

Сейчас мы сбились с того правильного пути. Поэтому надо вернуться на этот путь.

Социализм безнравственным быть не может. Истинный социализм может быть только нравственным. А нравственное устройство жизни предполагает торжество справедливости в отношениях между людьми.

Мы обязательно построим в нашей России нравственный социализм и установим справедливость. Тогда все люди будут жить счастливо, достойно, в достатке, в мире и согласии между собой и с другими странами и народами.

Глубокая демократия

Сейчас в России слова «демократия» и «демократы» стали ругательными. Это стало следствием провала всех т. н. «реформ», которые пытались осуществить «демократизаторы» в России. Однако за всё время существования т. н. «демократии» никто не дал народу содержательного и глубокого объяснения смысла демократии, не дал разъяснения того, в чём заключается демократия.

Давайте в этом и разберёмся.

«Демократия» в переводе с греческого означает «народовластие» («демос» — народ, и «кратос» — сила, власть).

В «Конституции РФ» в главе 1, ст. 1 читаем: «Российская Федерация — Россия есть демократическое правовое государство с республиканской формой правления».

Напомним, что «республика» (от латинского res publika «общественное дело») означает форму государственного устройства, при которой верховная власть принадлежит выбранным на определённый срок органам власти.

Далее в главе 1 ст. 3 читаем (внимательно вдумывайтесь в смысл):

  1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ.
  2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
  3. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы.
  4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

В философском словаре, изданном уже при власти «демократизаторов» в 2000 году, под редакцией доктора философских наук А. П. Алексеева, находим: «Слово «демократия» имеет несколько значений:

1. Форма устройства организации общества, основанная на равноправном участии её членов в управлении и принятии в ней решений по большинству.

2. Форма организации государственной власти, которая включает в себя следующие принципы: а) выборность и сменяемость высших государственных органов и должностных лиц; б) их подотчётность и подконтрольность перед избирателями и перед избравшими или учредившими их органами; в) гласность в деятельности государственных органов и их ответственность; г) принятие решений большинством голосов, подчинение меньшинства большинству; д) равноправие всех граждан, гарантированность их прав.

3. Метод осуществления государственной власти государственный (политический) режим. Демократический режим предполагает признание и реальное обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина, наличие развитой системы разделения властей, равенство всех перед законом, свободу деятельности политических и иных организаций, отсутствие государственной монополии на идеологию.

4. Демократические формы осуществления власти: а) непосредственная демократия; б) представительная демократия. Непосредственная демократия характеризуется личным участием граждан в осуществлении государственной власти (выборы, референдумы). Представительная демократия — это форма участия граждан в управлении государством через избранные ими органы, через своих избранных представителей — депутатов».

Вроде все красиво написано. Однако если вдуматься в смысл перечисленных прелестей, то окажется, что ни одна из красивых деклараций на практике либо не выполняется, либо «не работает». Почему? Для этого надо ответить на простой вопрос: «Что такое власть?». За годы «демократизации» и многочисленных выборных процедур очень многие в нашей стране поняли, что «власть» — это не кабинет с табличкой на двери. Что стоит пример одного Ельцина, вместо которого управление страной осуществляла т. н. «семья», состоящая из «бурбулисов», «чубайсов» и «гайдаров». Да и те управлялись «силами Запада». Власть в государстве это в первую очередь управление всеми общественными и экономическими процессами в стране.

Народ в основной массе занят в производительном труде. Управленцы же заняты управленческим трудом. Конституция даёт народу право участвовать в выборе управленцев различных уровней власти в референдумах.

Однако из «Конституции РФ» гл. 1 ст. 3, хоть там и провозглашено, что «Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ» и «Народ осуществляет свою власть непосредственно…», но КАК он это «непосредственно» может сделать — нигде не сказано.

По умолчанию «считается», что это «непосредственно» народ осуществляет через выборы. А КАК «народ» может реализовать свою «власть» через выборы? В чём состоит суть, смысл выборов?

В идеале выборы нужны для того, чтобы через замену какого-либо управленца повысить качество управления общественными процессами с целью улучшения жизни людей. Но для этого надо, чтобы люди (избиратели) знали и понимали суть деятельности управленца, умели оценивать качество его работы, качество управления. А так ли обстоит дело у избирателей в России? Ведь ещё в глубокой древности Аристотель высказался в том смысле, что лучшего сапожника могут выбрать только сами сапожники, лучшего столяра — сами столяры и т. д. То есть те, кто разбирается в этой работе и знает её особенности.

А кто сможет определить и выбрать лучшего управленца? Руководителя города, области, страны? Очевидно, что это могут сделать те, кто понимает и знает что такое управление. Если продолжить мысль Аристотеля, то это смогут сделать только сами управленцы. Но в нашем случае это будет неверно, поскольку сейчас в России большинство таких управленцев, которые сами ничего в управлении не понимают. Тогда кто и как это сможет сделать?

Мы живём в мире больших обманок. Одной из таких обманок является миф о том, что труд людей делится на умственный и физический. Это ложь! Ложь умышленная и корыстная. Труд людей делится на производительный и управленческий.

В современных условиях, когда люди не понимают в чём состоит суть труда управленца, не могут оценить качество его труда, выборы превращаются в пустую фикцию, поскольку люди в кандидате оценивают что угодно, но только не его способность и умение осуществлять управление. Вот в этих-то условиях, вместо того, чтобы открыть людям глаза, дать им необходимые знания, чтобы они осознанно относились ко всему происходящему, в том числе и к выборам, негодяям и нужны так называемые «выборные технологии» (проце-дуры) для того, чтобы навязать людям нужного кандидата от какого-либо клана («семьи», мафии). Ведь ни для кого не секрет, что реальными хозяевами в стране являются не президент, дума и правительство, а клановые группировки, разграбившие Россию и поделившие её богатства между собой. Ведь даже на государственном уровне признано, что коррупция в России пронизала все сферы деятельности людей и государства. Суть этих «технологий» состоит в том, чтобы запутать избирателей, отвлечь их внимание от главного, привлечь внимание к второстепенным, но «привлекательным» деталям, заставить их обсуждать эти детали, представить дело так, что они (избиратели) «кое-что понимают» и «разбираются» в политике и в политиках. Всё это позволяет негодяям-политтехнологам сделать так, чтобы люди сами (якобы) выбрали человека только потому, что он, например, может хорошо петь песни, как И. Кобзон. Или играть в футбол и разводить пчёл. И т. п. … О том, какие последствия будут для людей в случае этого выбора, махинаторы молчат. Скорее всего они и сами не думают об этом, им главное «бабки срубить». То есть все выборные технологии предназначены для того, чтобы обмануть людей. Поэтому нет и не может быть разницы между «чистыми» и «грязными» технологиями. Все ныне существующие выборные технологии — грязные.

Чистота выборов заключается только в том, чтобы дать всем без исключения людям, на всю «глубину» социального устройства общества, элементарные знания об управлении общественными процессами, тогда люди будут в состоянии делать осознанный выбор.

Все ныне называющие себя демократическими партиями на самом деле являются лжедемократическими. На самом деле все эти партии — антинародные, антидемократические, антикоммунистические.

Это так потому, что все партии не говорят о самом главном, что содержит в себе слово «демократия». Они не говорят о необходимости знания всеми людьми основ управления общественными процессами.

Глубокая демократия означает, что знаниями об управлении обладают все члены общества. Достигнуть этого очень просто и особых затрат это не потребует. Необходимо давать основы теории управления уже на школьной скамье, а в техникумах и ВУЗах лишь конкретизировать и углублять полученные в школе знания об управлении социальными и экономическими процессами. Такое глубокое проникновении знаний об управлении в широкие народные массы лишит монополии на управленческий труд весь нынешней бюрократический аппарат страны, что в свою очередь приведёт к конкуренции на занимание должностей управленцев на всех уровнях. А это приведёт к повышению ответственности управленцев за их труд и повышение качества управления на всех уровнях: от местного самоуправления до управления страной в целом.

Нам предстоит развернуть большую работу по внедрению терминов «нравственный социализм» и «глубокая демократия» в понятийный аппарат самых широких слоёв нашего общества и разъяснению их сути. Это позволит вскрыть ложь всех псевдодемократических и псевдосоциалистических партий и их «авторитетов». С этой целью предстоит осуществить открытие филиалов Института Социализма во всех регионах страны и СНГ.

Исполнительный директор
государственно-общественного
научного объединения
«Институт социализма»,
академик, профессор, генерал-майор
Петров К. П.

О публикации

Название: Глубокая демократия и нравственный социализм
Автор:ПЕТРОВ Константин Павлович
Раздел:Текущие аналитические работы
Опубликовано:18.10.2007
Изменено:
Постоянный адрес:http://old.kpe.ru/articles/1845/
Обращений:2338 (0.37 в день)
Сохранить на диск:
Сохранить в формате HTML на диск для оффлайнового просмотра или архива